Школа процветания

О помощи школе

Помогать школе, в которой учится ребенок, родители привыкли. В добровольно–принудительном порядке сбрасываются на ремонт, прочие нужды. «А как иначе? Ведь бюджетное заведение не может всем себя обеспечить», — рассуждают многие...


На интересный эксперимент отважились в России, в Мордовии. В селе Пушкино Ромодановского района местная школа взяла в аренду 180 гектаров земли. Посадили картофель, заложили сад, приобрели кое–какую технику, развели скот. На пришкольной мини–ферме — коровы, бычки, поросята. И процесс пошел, в школьную кассу потекли деньги. Педагоги тратят их строго на нужды учебного заведения. На что именно, решает общешкольный совет, в который входят и родители. Созывают его в октябре, когда собран урожай и ясно, с какой рентабельностью сработало собственное хозяйство...


Полезная практика? Не позаимствовать ли нам опыт Пушкино?


Я побеседовала на эту тему с первым заместителем начальника управления образования Могилевского облисполкома Николаем Стрельцовым. Он выразил сомнения насчет актуальности идеи. Привел железный аргумент: учитель должен учить детей, а не копаться на грядках. А затем вспомнил, как сам когда–то в одной из школ Гродненской области закатывал для учеников компоты на зиму. «У нас на пришкольном участке два гектара виноградника было, а еще — кролики, с десяток буренок, шестьдесят свиней...» — в тоне Николая Стрельцова мне послышалась ностальгия.


Сегодня аграрным бизнесом общеобразовательные школы, во всяком случае на Могилевщине, не занимаются. Хотя на селе почти в каждой школьной столовой детям подают овощи, выращенные на школьных грядках. Но это, разумеется, не бизнес, скорее, натуральное хозяйство, обеспечение собственных нужд. Правда, некоторые заведения излишки урожая продают, чтобы не портились. Благодаря этому получают доход. Но весьма скромный, не такой, как в Пушкино.


Как мне удалось узнать, в коммерческом масштабе сельским хозяйством занимаются только в Кричевском агротехническом колледже и Каменской школе–интернате Бобруйского района.


Руководство кричевского колледжа без хозяйства свои будни не представляет. Учреждение готовит механизаторов, овощеводов. Как обойтись без практики на земле? А то, что эта практика приносит колледжу дополнительные деньги, — сопутствующий и приятный плюс.


Земли у колледжа много — 300 гектаров. Картофелем, свеклой, морковкой, луком обеспечиваются все расположенные поблизости школы и детские сады. Зерно продается населению и государству. Вырученные деньги тратятся на собственные нужды. В прошлом году здесь приобрели 12 новых компьютеров. Купили микроавтобус, чтобы возить ребят на экскурсии и соревнования. Не взяв с родителей учащихся ни копейки, руководство колледжа сделало евроремонт в учебном корпусе.


Полезным аграрный бизнес стал и для Каменской вспомогательной школы–интерната. Еще недавно учреждение закупало картофель и овощи у частников. Но, подумав, здесь решили разбить собственные грядки... Сейчас подсчитывают урожай. Собрано больше 2 тонн картофеля, закатано 860 трехлитровых банок огурцов и помидоров... 147 детей, по расчетам руководства школы–интерната, обеспечены овощами месяца на два. Основной же доход Каменской школе–интернату приносит животноводство. Здесь собственная свиноферма на 50 голов. Мясо продается на рынках Бобруйска, Глуска. На это имеется лицензия.


За вырученные деньги школа–интернат организовывает экскурсии, покупает оборудование, одежду и обувь — многие дети в школе–интернате не имеют родителей...


По словам директора Леонида Кравченко, ферма — не только источник дохода, но и средство воспитания. В Каменской школе–интернате второй год преподают предмет «Сельскохозяйственный труд». Дети изучают его с седьмого класса. Нравится. И с животными они возятся с удовольствием, ухаживать за лошадью выстраивается очередь.


Знание сельского хозяйства и любовь к нему прививаются со школьной скамьи. И это, подумала я, не менее важно, чем текущие финансовые поступления. В стране реализуется программа возрождения села. В строительство агрогородков, рекультивацию земель, создание современных животноводческих комплексов государство инвестирует триллионы рублей. Но главной проблемой на селе остаются кадры. Без ее решения деньги, вложенные в село, не заработают как надо.


Как привлечь в деревню молодежь, как ее удержать? Может быть, пример Каменской школы–интерната подсказывает ответ на этот сложный вопрос.


Кстати, любопытная деталь: выпускники общеобразовательной школы в Пушкино поступают в основном в сельскохозяйственные вузы и колледжи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter