Школа. Просто и ясно

Перебирая старые вещи, сестра нашла несколько материнских раритетов. Среди них — мамины грамоты за хороший труд, школьные благодарности брата и моя тетрадь для контрольных работ по русскому языку за первое полугодие 3–го класса начальной школы. Тетрадь удивила всех, кто видел ее содержимое. Не достижениями автора, они были скромны по сравнению с успехами прилежных учеников. Никогда не был отличником по гуманитарным предметам — русскому, белорусскому и французскому языкам, скорее имел статус середнячка. Нравились и «катили» только математика, физика, химия. Дошло до того, что в 9–м классе в декабре учительница русского Маргарита Григорьевна пригрозила: «Палюхович, прием в ГПТУ (профессионально–технические училища) еще не окончен, я тебя в десятый класс не пущу!»

Почерк в тетради, конечно, ужасный, почти что «курица лапой», но что удивило —– ошибок практически нет. Это ж сколько нужно было тренировать, сколько требовать от такого «таланта» в гуманитарных предметах, чтобы добиться таких результатов? Поражает уровень требований к написанию изложения, диктанты с непростыми словами и словосочетаниями. И темы естественны для ребенка: белый зайка, купание медвежат, осень в лесу и саду, лесная тропка (не тропинка, а тропка), отъезд Алеши из таежного детского дома, Еремка с дедом гоняют зайцев. Живой мир, природа без виртуальных героев и фантасмагорий. Соответственно школе и мир игр детей — футбол, хоккей, прятки, шалаши в лесу, казаки–разбойники.

В нашей 68–й минской школе (тогда единственной на густонаселенный Северный поселок) было десять первых классов — от «А» до «К», за сорок учеников в каждом. Представить сложно сегодня: более четырехсот первоклашек хлопают школьными дверями и крышками парт ежедневно. Маленький автозаводской книжный магазин в конце августа был битком набит родителями и школьниками, покупавшими учебники на учебный год. Насколько же непросто было давать знания русского языка детям выходцев из деревни, говорившим дома на трасянке, чтобы с раннего возраста добиваться чистого правописания и понятного изложения мыслей. Необычное, режущее слух превращение белорусского разговорного «робiцца», «делаецца» в «делается»; «раскрываецца» в «раскрывается». Что за «–тся» такое? Никогда не слышали. Нас у Евгении Карловны (к сожалению, сейчас не вспомню фамилию учителя младших классов) было 42, половина из которых — пацаны–оболтусы, постоянно носившиеся по этажам и гонявшие собак на улице. Но и их педагог учила не только грамоте, но и мышлению.


Широкое всестороннее образование — отличительная черта советского обучения. Школа учила правильно, ясно мыслить — вот главный результат педагогов того времени. Прав Никола Буало: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Видит свое место в жизни. Знает, что делать в очевидных и сложных ситуациях.

Сравниваю с нынешней системой образования. Та была проще, динамичнее, совершеннее. Современные дети учатся по «модернизированным» учебникам и методикам, которые далеки от принципов простоты и доступности того времени. Вспоминаю просто изложенные правила по русскому языку, правило написания буквы «и» и других гласных после шипящих: «жи, ши пишутся с буквой «и»; «ча, ща пишутся с буквой «а»; «чу, щу пишутся с буквой «у». Понятно и легко запоминается. В современном учебнике то же правило закручено в какую–то сложную, непонятную не только ребенку, логику. Дети учатся одиннадцать лет, промелькнуло даже двенадцать классов, а нам, «шестидесятникам», для пущей грамоты хватало и десяти. Просто изложенные азы знаний по широкому спектру предметов давали ребенку максимум возможностей выбора будущей жизни.

Развивала детей и окружающая среда. Романтика, поэзия ощущались не только в близости леса, пятьдесят метров за околицей, но и в названиях улиц Северного поселка: Летняя, Осенняя, Весенняя, Зимняя, Охотская, Встречная, Багряная, Грибная, Алтайская, Байкальская, Ангарская, Магнитная, Братская, Иркутская, Енисейская и т.п. Под впечатлением от таких же красивых названий улиц Бреста Юрий Антонов, парень из городка Молодечно Минской области, написал свою песню «На улице Каштановой».

Родительский дом находится в переулке Ангарском. Соседка по переулку, подруга Евгении Карловны, тоже учительница начальных классов Людмила Ивановна, собирала нас, ребят, и просто гуляла по лесу, лугам, рассказывая много интересного о растениях, животных и птицах. Вспоминаю их, вспоминаю других учителей, в том числе «русицу» Маргариту Григорьевну с ее предложением уйти в ГПТУ, с огромной благодарностью за их требовательность и неформальное отношение к ребятне. За тепло, которое давалось нам. За знания и понимание того, что в жизни главное — не слыть, а быть, не иметь сто рублей, а иметь сто друзей. И что это понимание не заменяет собственно знание школьных предметов. Что впоследствии трансформировалось в отношение: в жизни надо ставить цели, большие цели и достигать их, а главный наш капитал — люди, нас окружающие, которым мы помогаем, которые всегда могут подставить плечо. Родные, близкие, друзья, коллеги. Чем проще понятия, тем крепче знания и платформа, без которых в жизни никак.

А.П.

www.adam.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter