Школа нужных идей

Изобретателей роботов у нас готовят со второго класса

Изобретателей роботов у нас готовят со второго класса

Сегодня о развитии и потенциале любой страны можно судить по тому, как далеко она продвинулась в области инновационных технологий. Ведь внедрение робототехники и искусственного интеллекта в любую сферу деятельности -- легкой и тяжелой промышленности, транспорте, медицине, образовании -- гарантирует успех в будущем. И наша страна не отстает от последних научных тенденций. Как и где готовят будущих белорусских робототехников, выясняла корреспондент «НГ».  

Инновационный путь

Столичная гимназия № 37 известна инновационным подходом к процессу обучения не только во Фрунзенском районе, но и во всем Минске. В прошлом учебном году был сделан еще один шаг вперед: на базе ресурсного центра информационных технологий открылась первая в стране школа робототехники. Одной из причин ее создания стала нехватка инженерных кадров в разных отраслях.

— Это серьезная проблема, тормозящая развитие экономики страны. Технические специальности затерялись среди менеджеров, экономистов, бухгалтеров. Абитуриенты не представляют, зачем им быть инженерами, какое будущее их ждет. А ведь во всех высокоразвитых странах профессия инженера считается очень престижной. Мы хотим донести это до школьников и вызвать у них интерес к профессии, — аргументирует директор ООО “Школа робототехники” Игорь Белевич.

Обучение в школе робототехники платное — 360 тысяч в месяц (8 занятий по 90 минут). Посещают их 75 учащихся 2—9-х классов учреждений образования Фрунзенского района, большинство из них — учащиеся 37-й гимназии. Роботами увлекаются не только мальчишки. Пятая часть изобретателей — девочки. Как отмечают педагоги школы робототехники, они более аккуратные, рассудительные, а поэтому если и медленнее мальчишек собирают роботов, зато без ошибок.

— Для выполнения работы будущие изобретатели пользуются конструктором “Лего”, ноутбуком, на котором установлена специальная программа LEGO Digital designer для проектирования виртуальных 3D-объектов, которая позволяет детям не только познакомиться с основами 3D-моделирования, но и развить пространственное воображение, — рассказывает заместитель директора ООО “Школа робототехники” Федор Кищенко.

После занятий

15.20. Уже прозвенел звонок с последнего урока, но эти пятиклассники не спешат домой. Сегодня у них очередное занятие в школе робототехники. Затаив дыхание, ребята слушают, как Ирина Михайловна, педагог школы, объясняет новую тему. Важно уловить каждое слово, не пропустить ни одну мысль. Ведь в конце занятия нужно создать по схеме своего робота на колесах. Пока он умеет выполнять простейшие действия: едет по прямой, поворачивает в сторону, разворачивается. Но в воображении каждого уже живет свой уникальный робот. Дети развивают в себе не только инженерские способности, но и учатся работать в парах.

— Для нас важно научить детей действовать в команде, вместе продумывать план действий, совместно принимать решения, ведь опыт показывает, что такой метод работы наиболее оптимальный и продуктивный, — рассказывает педагог Ирина Кобрик.

Вот и сегодня дети активно подбирали детали, соединяли, сравнивали полученный результат со схемой, искали ошибки и вместе их исправляли. Наконец первый робот был собран.

— Я первый! — объявил о своей маленькой победе на занятии ученик пятого класса 37-й гимназии Егор Шишов. Он сегодня заработал бонусный балл, несмотря на то что собирать робота пришлось одному. Пятиклассник признался, что его всегда интересовали тайны механизмов: а что заставляет стрелки часов идти, лампы — светить? Дома он уже разобрал и заново собрал электрический чайник, блендер, а этим летом, когда был на даче с мамой, починил светильник.

В будущем гимназист мечтает создать робот-автомобиль, который бы свободно двигался по любым дорогам без водителя. Ближайшая же его цель — победа на первом этапе республиканской олимпиады по математике.

Вскоре свою работу сдал и пятиклассник Ваня Чигирь, который учится в 33-й гимназии. Сегодня мальчик уже задумывается о будущем: “Хотел бы программистом или робототехником стать”, — говорит он. — А мечта — создать робота, который смог бы помогать людям в работе по дому, поливал бы цветы, открывал и закрывал двери гостям”.

Не просто игрушки

Мечты новичков кружка о новых изобретениях близки к реальности. После ознакомительного этапа ребята создают более сложные механизмы. Так, четвероклассники собрали модель солнечной электростанции. Солнечная батарея имеет датчик света и поворачивается в том направлении, где находятся солнечные лучи. Световой год в наших широтах не настолько велик, чтобы с помощью такой электростанции можно было вырабатывать значительное количество электроэнергии в масштабах страны. Но дома такая установка при солнечной погоде сможет вырабатывать электроэнергию, которой хватит для освещения комнаты.

Восьмиклассники сегодня занимаются созданием робота-пылесоса. Он ориентируется в пространстве и объезжает препятствия, с помощью щеток убирает собравшийся мусор. При необходимости робот может вернуться на исходное место. Один минус — он не рисует карту местности и не помнит, в какой комнате был.

Потенциал есть

“Учителя информатики, физики, математики, химии отмечают, что учащиеся школы робототехники решают логические и творческие задачи на уроках значительно лучше и быстрее своих сверстников. К тому же мы надеемся, что благодаря этим занятиям наши ребята займут призовые места на различных этапах республиканской олимпиады по предметам, а также на научно-практической конференции”, — отмечает Елена Лицкевич, заместитель директора по учебной работе гимназии №  37.

На этот учебный год у школы есть много планов: открытие лаборатории Arduino, в которой учащиеся смогут создавать и программировать микропроцессорные системы. Одним из главных событий года для ребят будет подготовка и участие во Всемирной олимпиаде роботов, которая в 2014-м пройдет в Москве. В связи с тем, что заинтересованность школьников в конструировании роботов растет, было решено создать подобные школы в других регионах страны. Так, школа робототехники скоро откроется и в Новополоцке, набор туда уже начался.

— Мы планируем массово вводить в программу школьного образования основы робототехники, бесплатно для учеников начальных классов. В США с 2004 года, в России с 2008-го осуществляются подобные проекты. Мы не должны отставать, — считает Федор Кищенко. — Мы активно сотрудничаем и с другими организациями, занимающиеся исследованиями в этой области, например с Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси.

Регионы подключаются к новшествам

Не только учебные заведения столицы применяют инновационный подход к образовательному процессу — подключаются и регионы. Так, на выездной коллегии Министерства образования “О развитии исследовательской и инновационной деятельности учащейся и студенческой молодежи” было отмечено, что Могилевская, Минская и Витебская области исследователей и изобретателей готовят даже не со школьной скамьи, а с детского сада.

Начальник управления образования Витебской области Иван Щурок рассказал “НГ” о новшествах в учебных заведениях Витебщины:

— В области реализуются проекты по внедрению системы работы со способными и одаренными детьми на базе дошкольных центров развития ребенка. Ежегодно дошкольники участвуют в областном фестивале исследовательских работ детей дошкольного возраста “Я — исследователь”, в различных республиканских, всероссийских конкурсах. Работа со способными детьми ведется и во всех школах региона по предметам: физика, история, география, биология (экологические разработки), белорусский язык и литература и др. Ребятам предлагаются творческие индивидуальные домашние задания, посещение различных факультативов, разработка и защита собственных проектов, рефератов. Например, оршанские школьники занимаются авиа- и судомоделированием, в школах Полоцка, Витебска и Орши дети работают над разработкой дистанционного управления машинами.

К образовательному процессу в школах подключаются и высшие учебные учреждения. Так, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова проводит дистанционные занятия с учениками школ Россонского, Глубокского и Витебского районов. После окончания школы большинство ребят продолжают свою научную деятельность в других учебных заведениях страны. И достигнуть вершин в изобретательской деятельности можно не только в вузах. Об этом свидетельствует деятельность Видзовского профессионально-технического колледжа: с помощью созданных учащимися солнечной батареи и ветряков учебное хозяйство полностью обеспечивает себя электроэнергией. А созданные учащимися Городокского профессионально-технического колледжа установка по очистке масла из рапса, система диагностики гидравлики для тракторов и комбайнов активно применяются на практике.

 Компетентное мнение

Андрей ГАЙКО, кандидат технических наук, ученый секретарь Отделения физико-технических наук Национальной академии наук Беларуси:
— Сегодня робототехника — новое и очень перспективное направление. Поэтому я считаю, что в школах, хотя бы на уровне ознакомления на уроках физики или информатики, она должна преподаваться. Это целый комплекс знаний по механике, электронике и программированию. А если у ребят появляется возможность делать свои изобретения, создавать их макеты — это уже более высокий уровень, своеобразная специализация, которую практикуют сегодня многие колледжи страны. Школьный опыт позволит ребятам в будущем проявить себя в этом направлении. Ведь базовые знания у них уже будут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter