Школа, не навреди!

Мой знакомый забрал дочку из начальной школы. Говорит: “Она спокойная, а там все носятся”. Этот его поступок спровоцировал целую дискуссию в среде моих друзей. У многих есть претензии к школе, вопросы и пожелания.

— Вот как ты относишься к тому, что всех детей чешут под одну гребенку?

Это действительно актуальная тема. Каждый ребенок, переступивший порог школы, должен пройти обязательный курс по химии, физике, литературе, набору языков и так далее. Ох, я сама натерпелась. Поверите или нет, но с первого класса у меня было две мечты: я либо в театральный институт поступить хотела, либо на журфак. Играла во всех школьных постановках и писала во все газеты. 

И вдруг на тебе — химия...

— Лидия Федоровна, — говорю, — мне не надо!

А она машет указкой в ярости, мол, не ты, соплячка, здесь решаешь, что кому надо. Есть план, и будь добра. Спустя многие годы мне очень просто об этом вспоминать — все ж разрешилось. А тогда, в девятом классе, я планировала свести счеты с жизнью. Так, по-подростковому категорично. И вот, будучи уже на самой грани, вдруг ясно поняла, что училка, простите, круглая... училка. Обозленная неудачница. И разве моя прекрасная жизнь стоит того, чтобы выбросить ее из окна под ноги этому человеку в вечнозеленом, но несвежем кримпленовом платье. И я наплевала на ее уроки. Просто пошла к директору и сказала, что не имею никаких причин посещать химию. Да, был скандал, в результате которого сошлись на том, что я все-таки буду ходить на занятия, за тройку. А потом мне открылось, что дело совсем не в химии (прекрасная наука!!!), и я ушла из школы. Поступила в лицей, где с удовольствием обнаружила в себе кучу способностей (к химии в том числе), получила прекрасный аттестат и поступила в театральный институт. А теперь вот пишу в газету, потому что от судьбы не уйдешь. 

Но сегодня во многом и для многих учеников ситуация повторяется. Мой приятель рассказывал, что ему лично приходилось “решать вопрос” с преподавателем “мовы”. Дочка уже давно запланировала учебу за рубежом. Притом не по системе “ай, папа оплатит!”. А сама нашла программу, по которой студентов приглашали на обучение, сдала языковой тест с невероятным успехом и была приглашена той стороной на обучение, да еще и стипендию ей давали. Ребенок просто не мог тратить время на лишние предметы. Да, “мову” нужно знать! Но это всего лишь слова. У каждого своя судьба. 

Нужно ли ребенка с художественным даром заставлять учить предмет, который не пригодится ему в жизни? Нет, понятно, лишних знаний не бывает, но вы же понимаете, что невозможно во всем преуспеть и всего достичь. Все равно придет время расставить приоритеты. Нужно ли ставить в пример всему классу ребенка с большими математическими способностями и потом смеяться над ним же на физкультуре? Не во всех учебных заведениях остро стоит эта проблема, некоторые мудрые педагоги — Учителя с большой буквы — понимают эти вещи. Но и они часто говорят: “Понимаете, у нас программа” — и ссылаются на документ. Но разве “программа” может быть истиной в последней инстанции? Разве “программа” подарит нашей стране свободных и активных граждан, открывших в себе дар и использующих эти способности. Успешный гражданин — успешная страна. Скольких подломила негибкая система образования, лишила веры в себя, развила комплекс неполноценности и занизила самооценку?!

— Только Пете я поставлю десятку за четверть, ведь это он участвовал в олимпиаде и занял призовое место.

Эти простые слова учителя тут же отправляют весь класс во второй сорт. Равно как и любое сравнение одного ребенка с другим:

— Молодец, Маша. Вот берите с нее пример!

Иногда я понимаю, почему мой приятель забрал ребенка из школы. Но я не хочу, чтобы мои дети росли в изоляции. Они должны ходить в обычную школу (многие мои знакомые отдают деток в частные учебные заведения, с семью учениками на класс). Я хочу, чтобы мои дети росли в среде своих сверстников, учились получать информацию, несмотря на большое количество учеников в классе, и воспитывали в себе качества, которые пригодятся для жизни в обществе (на хутор-то сбежать всегда успеем). Пусть они станут именно теми людьми, которые способны создать благоприятную почву для своего жизненного успеха и реализоваться в выбранной области. 

И потому мне, как маме, очень хочется, чтобы на их пути повстречались одаренные мастера педагогики, которые способны привить любовь к предмету. А те, кто будет вне сферы их интересов, мудро отступили и не мешали.

Не навреди — хороший принцип. Потому что талант, он, как росток, может и через бетонную плиту пробиться, но это если не придет человек с документом и не скажет: “Что это за самоуправство, у нас по программе здесь асфальт должен быть!” И закатает...

Дорогая школа, будь умной и гибкой. Прими на свой счет старейший принцип медицинской этики. И, перефразировав Гиппократа, я попросила бы учителей поклясться: “Я направляю учеников к их выгоде, сообразно моим силам и моим разумениям, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости”. Может, повторив эти слова перед рабочим днем, учитель станет иначе строить процесс. Ведь даже в рамках любой программы есть место для человечности и понимания. Цена ошибки педагога велика. Жизнь. Да... как у врача.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter