ИТ-компании создали ассоциацию для продвижения облачной образовательной среды

Школа на электронных весах

Об информатизации школ у нас говорят давно и много. Каждый год появляются новые идеи, запускаются очередные новации, а учебные заведения то и дело участвуют в экспериментах с электронными дневниками, планшетами или так называемыми картами ученика. Вот только все это, увы, разрозненные кусочки мозаики, которая никак не сложится. А как сделать цельный продукт? Всерьез этим вопросом задались компании–разработчики всевозможных элементов электронной школы и объединились в ассоциацию, которая собралась продвигать, говоря языком документа, единые подходы к формированию облачной образовательной среды.


Главные бонусы, которые обещает тотальная информатизация школ, — индивидуальная образовательная траектория для каждого ученика и как результат борьба даже с малейшими пробелами в знаниях. Планы грандиозные, но до реального их воплощения дело не дошло. Почему? Михаил Зеков, в прошлом опытный педагог, а сегодня заместитель директора одной из вошедших в ассоциацию компаний, говорит, что процесс информатизации нашей системы образования идет волнообразно, причем многие решения устарели, нужны новые подходы:

— Сейчас новые технологии носят облачный характер, и все сервисы для системы образования будут мигрировать в облако. Поэтому у нас в планах — объединить усилия, интегрировать уже существующие наработки и в дальнейшем развивать единую систему образовательных онлайн–сервисов, которые будут отвечать потребностям учеников и их родителей, педагогов и руководителей.

Но нельзя не учитывать и уязвимые стороны электронной школы, которые родители критикуют со всех сторон. Мол, уход в сеть нивелирует реальное общение, в том числе между учеником и учителем. Да, между школой и ребенком сокращается дистанция (с планшетом ты всегда на связи), но это точно не на пользу умению формулировать свои мысли. И потом, у школяров появляется лишний повод проводить время за своими гаджетами: учеба! Впрочем, если подойти к делу с умом, можно свести к минимуму и эти недостатки. Правда, признаются специалисты, работы здесь не на один день. Придется решить немало серьезных технических проблем.

Проблема первая: каждому учителю — по планшету


Одна из главных сложностей в электронной школе — ресурсы учителя. Понятно, что для качественной информатизации педагог должен и в ногу со временем шагать, и быть на все сто обеспечен необходимым оборудованием. Здесь учебные заведения оказываются в неравных условиях. У одних есть деньги и возможность каждому педагогу выдать планшет, у других, чтобы заполнить электронный журнал, учителям придется выстоять очередь к единственному в учительской компьютеру. Куда это годится? Хотя все просто, акцентируют внимание представители компаний–разработчиков сервисов для учеников: стоит школе решить инфраструктурные проблемы, как она тут же становится поклонником электронных журналов и дневников. Например, в Татарстане такой сервис используют 97% школ. Только прежде всем учителям были за государственный счет приобретены ноутбуки. Но плюсы налицо: в онлайн–журнале и моментальная статистика, и история исправления каждой отметки... У нас же процесс пока упирается еще и в старые добрые бумаги: работникам школ приходится дублировать записи в традиционные журналы, что только увеличивает нагрузку.

Проблема вторая: от дневников бумажных к цифровым


Электронные дневники или журналы сегодня опробовали более 2.500 учреждений образования. Но между первым шагом и полноценным внедрением сервиса — огромный путь. Лишь немногие школы рискнули, как минская № 40, и полностью перешли на онлайн–формат дневников, теперь отговорка «не записал домашнее задание» у них больше не работает. А что остальные? Переход на онлайн–дневники затянулся еще и потому, считают разработчики, что многие ждут административных распоряжений. И все–таки радует, что создатели сервисов прислушались к позиции руководителей системы образования и сделали электронные аналоги дневников бесплатными. Платят родители школяров лишь за дополнительные сервисы — например, чтобы приходила эсэмэска, если ребенок схватил двойку. Будь такой дневник синхронизирован еще и с пропускной системой, прогульщик тут же получил бы данные о пропущенных по всем предметам темах. Еще одна проблема, которую предстоит решать, — интеграция электронных дневников и официальных сайтов школ. Причем при таком слиянии сервисов за учебным заведением должно оставаться право по желанию вести или полноценный школьный портал, или простой сайт–визитку.

Проблема третья: учебникам нужен новый формат


Внедрить электронные учебники, казалось бы, самая простая задачка в информатизации. Тем более сегодня, когда у редкого ученика нет планшета или другого устройства, способного стать носителем для учебных пособий. Но важно объяснить родителям, подчеркивает Михаил Зеков, как полезно иметь под рукой учебники «в цифре» за все классы:

— К сожалению, в последние годы все больше предлагались лишь электронные версии бумажных учебников в PDF–формате. В таком случае действительно нет разницы между традиционной книгой и пособием на планшете. Лучший вариант, о котором мало кто знает, разработан по заказу Минобразования — информационный ресурс mbook.by, где более 170 учебных пособий в новом формате. На этой платформе есть поисковая система, единый глоссарий, что дает ученику возможность почитать все, например, про теорему Пифагора и ее пересечение с другими темами и предметами.

Но и этого, убеждены специалисты, недостаточно. Сам подход к учебным пособиям должен быть совсем другим. Сегодня нам нужно работать над системой, где виртуальный дневник будет в одной связке с электронными учебниками и системой онлайн–обучения. Тогда с клеточкой журнала можно будет связать весь теоретический и практический материал. Открыл школьник расписание, выбрал урок — сервис тут же выдает всю необходимую теорию, рекомендует для отработки те задания, которые наиболее нужны конкретному ученику. Хочешь почитать тему на базовом уровне — пожалуйста, хочешь на повышенном — все решает пара нажатий клавиш...

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 163 (25045). Пятница, 26 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter