Школа и опыт Алексея Бухты

КОГДА мы договаривались о встрече, Алексей БУХТА предложил мне выбрать ее место и время и был пунктуален до секунды. Хотя почему он — бывший председатель? Когда мы общались в уютном холле возле управления по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома, многие работники подходили к нам с радостной улыбкой, спрашивали его о здоровье, крепко жали руку. Для многих из них он — прекрасный учитель, и сегодня все охотно прислушиваются к каждому его совету. Ведь опыта Алексея Ивановича, его знаний, интуитивного предчувствия, как лучше всего поступить в сложной ситуации, хватит на десятерых.

Бывший председатель «Брестоблсельхозтехники» — о своем становлении и годах вдохновенной работы.

КОГДА мы договаривались о встрече, Алексей БУХТА предложил мне выбрать ее место и время и был пунктуален до секунды. Хотя почему он — бывший председатель? Когда мы общались в уютном холле возле управления по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома, многие работники подходили к нам с радостной улыбкой, спрашивали его о здоровье, крепко жали руку. Для многих из них он — прекрасный учитель, и сегодня все охотно прислушиваются к каждому его совету. Ведь опыта Алексея Ивановича, его знаний, интуитивного предчувствия, как лучше всего поступить в сложной ситуации, хватит на десятерых.

Он родом из деревни Вулька Симоновичская, что на Дрогичинщине. Здесь окончил семилетку, а затем продолжал учебу в средней школе №1 Дрогичина.

— Сложное время было тогда, — вспоминает собеседник. — Но счастливое и многообещающее. Когда район освободили от немцев, мне было 6 лет. Однако  помню, как радовались люди и как вдохновенно строили новую жизнь.

Для поколения Алексея Бухты смысл классических строк: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» — был особенно близок. Тогда многие стремились к знаниям, шли на крупные промышленные предприятия, спускались в шахты, чтобы поднимать страну. Алексей из родного дома подался за тысячи километров, поступил в Челябинский Институт механизации сельского хозяйства. Чтобы не висеть на шее у родителей, подрабатывал на разгрузке вагонов с углем, цементом, холодильных камер с мороженой рыбой и других грузов. Студентов института механизации сельского хозяйства хорошо знали на челябинской перевалке — они были незаменимой рабочей силой. Трудились по вечерам, в выходные дни, а в будни традиционно спешили на занятия.

После окончания вуза Алексея Бухту направили фактически на малую родину — в Малоритскую райсельхозтехнику. Так получилось, что молодой выпускник института попал в отделение только что созданного Брестского областного объединения «Сельхозтехника». На работу его принимал первый руководитель этой организации Владимир Самощев и назначил главным инженером Малоритской райсельхозтехники. Молодой специалист проявил великолепные организаторские качества и уже через год возглавил предприятие. Он руководил им более 10 лет и за это время вывел в передовые. Секрет успеха заключался в первую очередь в грамотном подборе кадров, создании костяка специалистов, на которых он как руководитель мог во всем положиться. Со многими из них Алексею Ивановичу не хотелось расставаться, когда в январе 1973 года его перевели в Брест, на должность заместителя председателя областной «Сельхозтехники». Он отвечал за материально-техническое снабжение предприятий — за ту сторону дела, которая в организации работы людей является основной. Любую инициативу, направленную на совершенствование не всегда четкого взаимодействия различных служб, организаций, охотно поддерживал, убеждая высшее руководство в правильности принятия ответственных решений. Тогда при объединениях сельхозтехник были созданы самостоятельные службы ремонта, технического обслуживания и эксплуатации машинно-тракторного парка, ремонта и обслуживания животноводческих ферм и другие подразделения. Они на деле доказали свою эффективность, позволив организациям «Брестобсельхозтехники» обслуживать машинно-тракторные парки колхозов и совхозов. С 1976 года начала действовать служба по техническому обслуживанию машин, агрегатов в период их гарантийного срока эксплуатации.

— Это была очень высокая ответственность, — считает Алексей Бухта. — Но мы справились, поскольку создали неплохую материально-техническую базу. Когда в конце 70-х годов прошлого века в хозяйства стала поступать сложная энергонасыщенная техника, причем далеко не всегда отлаженная и как следует доработанная, наши специалисты ощутили на себе всю тяжесть хлопот по ее ремонту. И если бы не обменные фонды комплектующих, пункты диагностики, представительства предприятий-производителей, которые мы создали, эта задача была бы нам не по силам.

По большому счету, подобная система действует и в организациях современного «Брестоблагросервиса». Опыт бывших сельхозтехник здесь используют очень активно, особенно в последнее время, осваивая выпуск сельскохозяйственных машин и агрегатов, оборудования для молочнотоварных ферм. Правда, уровень техники совсем иной, но не будь базы, созданной ранее в «Брестоблсельхозтехнике», всю работу пришлось бы начинать с нуля.

— Во второй половине 80-х годов время было непростое, — продолжает рассказ Алексей Бухта. — Как грибы после дождя появлялись кооперативы, особенно в России, и договариваться с ними о поставках запчастей, комплектующих было крайне затруднительно. Наведешь контакты с какой-нибудь фирмочкой, а через пару недель от нее уже не осталось никаких следов. Но выкручивались, искали новых партнеров, и, в принципе, практически до самого распада Советского Союза «Брестоблсельхозтехника» работала стабильно.

Алексей Иванович стоял у ее руля 8 лет, с 1983 по 1991 год, а затем долгое время был председателем Брестского областного объединения по энергетике и электрификации сельского хозяйства «Облсельхозэнерго».

На заслуженном отдыхе он тоже редко засиживается дома. Встречается с друзьями, бывает на строящихся сельскохозяйственных объектах, посещает славные исторические места. Вместе с супругой Верой Леонтьевной они вырастили прекрасных сыновей. Старший Юрий работает строителем, младший Андрей — педагогом. Не за горами у Алексея Ивановича и Веры Леонтьевны — золотая свадьба. Однако они не особо обращают внимание на годы, потому что по-прежнему молоды душой.

Александр КУРЕЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter