Чему научат детей бежавшие за кордон «любители бриллиантов»

Школа для артистов погорелого театра

Реклама белорусской онлайн-школы для детей тех, кто уехал за границу, на экстремистском канале могла бы остаться незамеченной. Однако меня зацепило знакомое имя основательницы нового проекта — Анастасия Шпаковская. В студенческие годы я была большой поклонницей Русского театра имени Горького, в труппе которого имела честь служить эта актриса. Национальный академический драматический бывшая Ниночка оставила в прошлом, сбежав в конце августа 2020-го в Украину. А теперь — директор школы? С чего бы? Присмотримся к афише пристальнее, может, и на рецензию замахнемся.

Начать, пожалуй, стоит с прощальной записки Анастасии в соцсети. «С болью в сердце» она писала: «…безопасность моих детей — самая важная задача для меня». Как мать, понимаю ее. Вот, скажем, до августа прошлого года я была за своих детей спокойна. А потом в школе, где учится моя дочь, неизвестные подожгли окна. Да и секции по воскресеньям пришлось всю осень пропускать: марширующие «я гуляю» догулялись и до нашего района. Благо пока без факелов, но все равно неприятно. А чего страшатся они? Бояться можно в одном случае: если выставляешь детей живым щитом на несанкционированных митингах. На днях все мы видели такие цепочки живых заложников в России. К счастью, у нас в стране нерадивых родителей такого типа не слишком много, хотя есть. В любом случае детей в Беларуси никто и никогда и пальцем не тронул.

Ну что ж, уехала так уехала. Пламенную революционерку Анастасии уже играть доводилось — в спектакле «Ниночка». Правда, и тогда ее героине не были чужды буржуазные ценности: в самую дешевую гостиницу Парижа «Конечная остановка» так и не добралась, устроилась с комфортом в дорогой. По сюжету товарищ Якушова возглавляла советскую делегацию, приехавшую на Запад продавать драгоценности старой России. Ну и оказалась не прочь примерить их на себя.

В реальной жизни — не на сцене. Никаких бриллиантов протестный бунт бегущим «героиням» не принес. А зарабатывать надо, да и повод под выделение грантов чем плох? По стопам Коласовского лицея, взрастившего Степу Путило. Только с современными наворотами, IT и модным онлайн-форматом. Сегодня в принципе учебный курс — лучшая монетизация своего имени. Какого популярного блогера ни читаешь, у всех один сюжетный ход: машина, квартира в ипотеку, а дальше «покупайте со скидкой фирменный курс «Как стать блогером» — с тысяч подписчиков хоть шерсти клок.

Но этим никого не привлечешь, поэтому на авансцене другая песня. В рекламном ролике своего заведения Анастасия жалуется: нет в украинских школах ни нашей «мовы», ни литературы, да и с историей швах. А еще (театральная пауза) там не изучают ни русского языка, ни литературы. Про математику, химию и физику на украинском можно и не упоминать. Вот именно поэтому, чтобы не подвергать лишнему стрессу детей, и взялась «актрыса, музыка, лiдар групы Naka» примерить роль «заснавальнiцы Першай беларускай анлайн-школы» (дословно с их сайта).

Кстати, о языковом вопросе. Хоть сайт и на белорусском, но основные предметы планируют преподавать... на русском. Как филолог филологу: у вас даже в самой рекламе про школу в телеграм-канале ошибочка вышла грамматическая. А кто в учителях? В обращении Анастасия анонсирует участие небезызвестной Анны Северинец, с которой не продлили контракт в смолевичской гимназии. В коротеньком списке «профессиональных педагогов с собственной методологией», к примеру, культуролог и режиссер Василий Дранько-Майсюк. Это хоть из немного известных личностей. Про Елену Каданову интернет подсказывает: певица, живущая в Познани, записавшая песню с первой строчкой «Ненависть, ненависть, ненависть не даст уснуть...». Идентифицировать точно остальных профессоров этого Хогвартса, даже покопавшись в сети, не рискну. Просто почему-то не нашлось о них упоминаний как о высококвалифицированных педагогах, вырастивших юных гениев. Нету.

А теперь вернемся к основательнице Первой белорусской и закончим на такой ноте. Я не поклонница ее музыкального творчества, но полюбопытствовала, пролистала тексты песен. Подростки, которые пойдут в эту школу, тоже могут, согласитесь. А там! Родина у Naka рифмуется не с «мать», а «б...». Вот с чего начинается Родина, с какой картинки в букваре. «Наливай да пей» называется композиция, и выражения «не для детских ушей» там в каждой строфе. Но на официальном сайте их писать не стесняются. Чего там, если одна из самых популярных песен «Иди ты на...». И еще одна — «Беги».

Поучительно. Видимо, крепко запомнилась актрисе фраза из ее роли: «Я сердилась, когда наши ласточки улетали в теплые страны. Теперь я понимаю: у нас — высокие идеалы, у них — хороший климат».

Каждому свое, но и паузы с акцентами тогда расставьте правильно.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter