Шкатулка с секретом или ящик Пандоры?

Тегеран возобновляет работы на ядерном объекте в Исфахане
Тегеран возобновляет работы на ядерном объекте в Исфахане

Атомный спор вокруг Ирана драматически накаляется! «Атомная бомба в руках мулл все ближе!» — с такими бурлящими заголовками вышел вчера ряд европейских газет. Даже сделав скидку на любимую репортерами страстность речей, нельзя не признать — повод для беспокойства из–за проснувшегося интереса Ирана к своей «ядерной сокровищнице» есть — с оборудования объекта по конверсии урана в Исфахане под контролем МАГАТЭ уже сняты пломбы. И вчера эксперты Агентства по атомной энергии бурно обсуждали резолюцию, предложенную Великобританией, Францией и Германией, призывающей Иран немедленно прекратить всю работу в области атома. Кофи Аннан, генеральный секретарь ООН, отчаянно просит стороны найти выход из тупика.

Европейцы перестраховываются — ведь работы по обогащению урана на объекте в Натанзе пока не начаты, Иран не нарушает Договора о нераспространении ядерного оружия. То есть МАГАТЭ вроде бы нет повода отсылать «ядерное досье» Ирана наверх, в Совет Безопасности ООН. Но затейливые шкатулки восточной дипломатии всегда с секретом — напуганные европейские столицы не может успокоить заявление вице–президента Организации по атомной энергии Ирана Мохаммада Саиди о том, что пока на работы в Натанзе действует мораторий. Как расценить его осторожное «пока»? Что означает вся эта суета вокруг урана — действительно ли нужду в энергии или, как думают наиболее прагматичные аналитики, Тегеран просто щекочет европейцам нервы, повышая в цене свое ядерное бездействие, за которое готова платить «европейская тройка» — Великобритания, Франция и Германия?

Однако нового президента Ирана, принципиального политика Махмуда Ахмади Нежада, с которым в Брюсселе и связывают ужесточение иранской позиции, нельзя ассоциировать с торгашами. В риторике по поводу ядерных объектов Ирана президент достаточно сдержан. Зато аятолла Али Хаменеи, духовный лидер Ирана, наследник Хомейни, влиятельнейшая личность в тегеранской табели о рангах, говорит прямо: «Все высокомерные страны, особенно Великий Сатана (традиционное для аятолл название США), должны знать: мы никому не позволим себя шантажировать».

Позиция Вашингтона отличается от протокольных па европейской дипломатической школы. Американскую ковбойскую манеру сразу накидывать на быка лассо очень наглядно представил американский журнал «The Atlantic Monthly», опубликовав три тайных сценария атаки США на Иран, разработанных военными и сотрудниками ЦРУ, — начиная от превентивных бомбардировок и заканчивая вводом войск по иракскому варианту... Правда, в политологических кругах сдержанно комментируют эту публикацию — эксперты считают, что Вашингтону сейчас не до Ирана, ему, как и незабвенному булгаковскому коту Бегемоту, надо «починять примус» в Ираке. Так чего ждать? Послушаем съевшего собаку на международных интригах Генри Киссинджера: «Я не рекомендую военную акцию, но я рекомендую ее не исключать».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter