Шкала Рихтера

Свой первый концерт Святослав Рихтер дал в 1934 году
Свой первый концерт Святослав Рихтер дал в 1934 году. В возрасте 22 лет поступил в Московскую консерваторию. В 1940-м впервые публично выступил в Москве, исполнив 6-ю сонату Прокофьева. В 1945-м выиграл Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, а спустя несколько лет стал лауреатом Сталинской премии. Небывалый успех вызвали концерты пианиста в США в 1960-х годах, в это же время ему была присуждена премия «Грэмми». Он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды.



Имя Рихтера известно во всем мире, он концертировал почти на всех континентах. Не раз выступал и в нашей стране. И каждый его приезд становился событием. Вчера, в день 100-летнего юбилея великого пианиста на большой сцене Белгосфилармонии звучал концерт для фортепиано с оркестром Гайдна и вспоминали, как в Минске его исполнял Рихтер. А накануне своими впечатлениями от встреч с маэстро поделились те, кому посчастливилось быть знакомым с ним лично.

Юрий ГИЛЬДЮК, заслуженный артист Беларуси, художественный руководитель филармонии, пианист:

— Рихтер не только грандиозная величина в музыке, но и удивительная притягательная личность. Человек-планета. Вот мы сейчас тратим много времени и средств на рекламу того или иного концерта. На Рихтера зазывать не надо было. Про его приезд можно было утром простое объявление с маленькими буквами на заборе повесить, и вечером в зале гарантирован аншлаг. Так было в Минске. Откуда люди узнавали за такое короткое время – невероятно. Вообще, Минску повезло. Рихтер часто ездил с выступлениями за границу – с востока на запад и обратно и всегда заезжал в Минск. Счастье огромное, что он считал, что, бывая здесь, нужно сыграть не только в столице, но и в Борисове, Молодечно, Гродно, Щучине… Для него не было разницы, где играть: в зале Московской консерватории, Альберт-холле в Лондоне или в районном Доме культуры. И к каждому концерту в самом маленьком городе он относился так же, как к концерту в лучших залах мира. Таких людей очень мало. 

А однажды мне посчастливилось побывать в доме Рихтера на Малой Бронной, причем попасть на спектакль, их нередко там разыгрывали. Это было великолепно! Рихтер показывал свои картины. В комнате уже стоял рояль, подаренный ему фирмой «Ямаха». Кстати, в свое время маэстро помог Наталии Гутман, ныне народной артистке СССР, выдающейся российской виолончелистке, приобрести отличный инструмент. Он стоил очень дорого. Не могли найти деньги. Рихтер сказал: я это могу сделать. И это было здорово совершенно. 

Евгений БУШКОВ, заслуженный артист России, главный дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси:

— В 1984 году Рихтер, увлеченный творчеством Бриттена, на своих музыкальных «Декабрьских вечерах» ставил оперу «Поворот винта». Причем самостоятельно режиссируя и занимаясь всем сам от начала до конца. Мне, в то время юноше, посчастливилось принимать участие в репетициях. Мы, дети музыкантов, которые были тогда близки к окружению Рихтера, помогали, чем могли, в частности бегали с фонариками, создавая на темном небе изображения падающих звезд. От этих репетиций остались необыкновенные воспоминания. Рихтер просто горел своей идеей, как ребенок, переживал за каждую часть музыкальной постановки, занимался с вокалистами, бывал на репетициях оркестра, следил за оформлением мизансцен. 

Бывал я и на его сольных концертах в крошечных подмосковных залах. Он играл на небольшом рояле «Красный Октябрь», но эта же игра завтра могла бы быть повторена в Карнеги-холле. Он не делал различий, более того, говорил, что не любит большие залы, потому что выступления там планируют за три-четыре года вперед. Говорил: откуда я знаю, как буду играть через четыре года. Я сейчас в форме и хочу играть. 

И еще я вспоминаю рассказ своего отца. Он поступил в консерваторию в середине 1950-х. Это совпало с приездом Рихтера в Москву. Студенты с семи утра занимали очередь, чтобы получить класс для репетиций, и наблюдали, как Рихтер в семь утра уже выходил из консерватории. Он занимался с вечера. Рояля у него тогда не было. Первый доступ к роялю в Москве у него появился в доме у художницы Трояновской, у нее он брал и уроки живописи. Сегодня рояль, на котором занимался Рихтер, стоит у меня дома, на нем занимается моя дочь. И я горжусь этим историческим фактом.

Николай ВАСИЛЬЕВ, администратор Святослава Рихтера: 

— Однажды в нашей филармонии он сыграл концерт и говорит: «Николай Иванович, можно я порепетирую всю ночь? Но только вы езжайте домой отдыхать». Я согласился, но сказал, что только привезу ему из гостиницы, где он остановился, подушку. Привез, отдал, но, конечно, оставить его не мог, спустился на первый этаж, сел в кресло ждать. Рояль замолчал где-то в пять утра. Думаю, ну, слава Богу, поедем отдыхать. Ничего подобного. Только начал подниматься на второй этаж — зазвучал рояль. И так до 9 утра. 

Человек был совершенно некоммерческий. Приезжаем в Оренбург, а там дети из музучилища не попали на концерт – аншлаг. Я ему про это сказал. Он в ответ: не берите с них денег, мы сыграем для них концерт бесплатно. Дали объявление, и на следующий день он играл в училище концерт.

Как-то сидели здесь, в Минске, в филармонии. Он спрашивает: а вы бывали в Кемерове? Говорю, что был на БАМе. Он: а я не был, давайте поедем. Я говорю, мол, извините, но туда разве что на вертолете. Он: ну так полетели. Отговариваю: так вы же оглохнете, две недели не будете слышать ничего, там же вибрация, выхлопы. Только если на «козле», рассуждаю. Он: на каком козле? Это автомобиль такой, ГАЗ-69, говорю, но он холодный, вот «Ниссан-Патрол» подошел бы, и, видя удивление в глазах, объясняю: японцы изобрели машину для полиции. На этом разговор закончился. А через месяц звонят мне от Рихтера: «Николай Иванович, он взял машину, ее уже доставляют в Москву». Это «Ниссан», значит. Сколько мы потом на нем исколесили – не перечислишь. Казань, Чита, Иркутск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Байконур, города БАМа, Казахстана, Узбекистана, Украины… Короче, от Москвы до самых до окраин.

isvirko@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter