Проекты изменений законодательства о риелторской деятельности внесены в Правительство: как предлагают покупать, продавать и сдавать в аренду жилье

Шкала метрового диапазона

О необходимости корректировки действующего законодательства в сфере риелторской деятельности Министерство юстиции заявляло неоднократно. Именно оно занимается госполитикой в этом деле, осуществляет контроль. Стоит на страже прав и интересов потребителей услуг. Особое внимание — недостаткам, которые выявляются в ходе контрольно-аналитических мероприятий. Именно для их исправления и была начата комплексная работа по корректировке законодательства. Изучен действующий порядок оплаты риелторских услуг, проанализированы обращения потребителей, итоги проверок риелторских организаций, практика применения законодательства.

Проекты нормативных правовых актов направлены как на решение проблемных вопросов, так и на дальнейшее развитие сферы оказания риелторских услуг.
Фото Сергея ЛОЗЮКА

Есть вопросы

По результатам анализа оказалось: требует совершенствования система оплаты риелторских услуг в целом, возникает много вопросов относительно оплаты риелторских услуг покупателями объектов недвижимости, имеются проблемы при оказании риелторских услуг по найму жилья. Много нарушений при рекламировании объектов недвижимости, есть вопросы к качеству оказываемых риелторских услуг.

Итог — подготовлены изменения в законодательство по вопросам риелторской деятельности. Проекты указа «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и постановления Совета Министров «О тарифах на риелторские услуги и порядке их оплаты» уже внесены на рассмотрение в Правительство.

По словам начальника управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Министерства юстиции Дианы Подлесской, проекты нормативных правовых актов направлены как на устранение выявленных недостатков, так и на дальнейшее развитие сферы оказания риелторских услуг.

— Прежде всего корректируется ценовое регулирование. Предлагается отменить государственное регулирование цен на риелторские услуги, связанные с объектами нежилого фонда, а также оказываемые юридическим лицам. Регулирование цен на риелторские услуги, оказываемые физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, в отношении объектов жилищного фонда, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей и машино-мест на данном этапе сохранено. Но и здесь предлагаются существенные изменения: фиксированные тарифы заменяются предельными максимальными, что предоставит риелторским организациям возможность самостоятельно определять цены на свои услуги. При этом верхний предел тарифов, превышать который риелторская организация не вправе, не изменен и не снижен по отношению к ныне существующему. Такой вариант позволит риелторским организациям более гибко выстраивать отношения с потребителями в вопросах оплаты, что невозможно сделать сейчас. Допустим, на практике есть случаи, когда потребитель просит снизить стоимость услуг, особенно это касается регионов. В ответ риелтор поясняет, что не против, но не имеет такого права, поскольку тариф установлен государством в виде фиксированной величины. Проекты снимают эту проблему.

Отменяется государственное регулирование тарифов на операции с коммерческой недвижимостью и услуги, оказываемые юрлицам. Регулятор тем самым говорит, что идет постепенная либерализация этой области.
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Без понуждения

Второй основной момент — исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. Планируется, что услуга будет оплачиваться только после того, как для потребителя подобран объект недвижимости. Введение нормы специалисты объясняют тем, что многие организации не принимают мер, чтобы предоставить потребителю достоверную информацию, проверить ее. Так, организация заключает договор на оказание информационных услуг и предоставляет список адресов якобы сдающихся внаем квартир. Эта услуга стоит более 120 рублей. На деле оказывается, что предлагаемые квартиры либо были давно сданы, либо вообще не планировались к сдаче. Некоторые риелторские организации в качестве номера телефона якобы собственника квартиры дают номера, позвонив по которым потребитель попадает в другую риелторскую организацию.

— Нормы проектов также направлены на решение существующей в настоящее время проблемы понуждения потребителей к заключению договоров на оказание им услуг, уже оказываемых риелторской организацией второй стороне, в целях взимания двойной оплаты. Министерством на постоянной основе проводится анализ обращений граждан. Жалобы по вопросам понуждения покупателей к заключению договоров любыми путями занимают первое место. По итогам прошлого года таких жалоб было большинство — 23 процента от общего количества. Причем они повторяются из года в год, несмотря на многочисленные разъяснения. Нормы Гражданского кодекса о недопустимости к понуждению договора игнорируются. На практике если покупатель хочет купить объект, он вынужден подписать договор с риелторской организацией. Иначе он получает ответ, что на объект есть иной покупатель. Поэтому полагаем необходимым законодательно закрепить норму, запрещающую риелторской организации брать оплату сразу с обеих сторон за одну и ту же риелторскую услугу, оказываемую в отношении одного и того же объекта недвижимости. Данная норма будет справедливой. Безусловно, заказчиком услуги может быть любая из сторон: как продавец, так и покупатель. Но одна и та же услуга, если она оказывается риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, дважды оплачиваться не должна.

Проектом также расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания риелторских услуг информации. В частности, предусмотрена возможность беспрепятственного получения информации об истории объекта недвижимого имущества, в отношении которого оказываются риелторские услуги, а также лицах, ранее в нем проживавших.

— Конечно, риелторы должны добросовестно использовать полученные сведения, анализировать их, принимать иные меры для качественной проверки объекта недвижимости и исключения возможных рисков при заключении сделки. Предусматривается возможность заключения договора на оказание риелторских услуг не только в письменной форме, но и в виде электронного документа.

Мнение риелторов

Безусловно, нововведения значительно меняют правила игры на рынке недвижимости. Поэтому законодательные инициативы выносились на общественное обсуждение. Также проведено обсуждение проектов на созданном при Министерстве юстиции общественно-консультативном совете по развитию предпринимательства, изучены мнения и предложения органов государственного управления, потребителей риелторских услуг и организаций, оказывающих такие услуги. Также к рассмотрению проектов привлечены Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и ОО «Белорусский республиканский союз юристов».

Председатель совета белорусской ассоциации «Недвижимость» Анатолий Звездин подчеркивает: риелторы вносили свои предложения по корректировке законодательства. Есть ряд противоречий. И эксперты рассчитывают, что их мнение также будет услышано.

— Отмечу положительную норму, которая решает вопрос предоставления информации для целей профессиональной риелторской деятельности и которая направлена на защиту имущественных прав граждан. Также отменяется государственное регулирование тарифов на операции с коммерческой недвижимостью и услуги, оказываемые юрлицам. Регулятор тем самым говорит, что идет постепенная либерализация этой области. Но есть ряд нюансов. В проекте постановления, в частности, отсутствует экономическое обоснование предлагаемых тарифов. Предполагается, что тарифы будут предельными. Мы не монополисты на рынке. С чего бы нам поднимать цены на свои услуги? Тем более что во всем мире рынок риелторских услуг предполагает борьбу за клиента через договорные цены путем улучшения качества услуг. Цены на риелторские услуги в основном исчисляются в процентном отношении от стоимости объектов. А предложенная система оплаты услуг в базовых величинах снизит не только доходы агентств, но и отчисления в бюджет в виде налогов. Поэтому мы изложили свои предложения и направили их регулятору.

Всего же в процессе общественного обсуждения на сайт «Правовой форум Беларуси» поступило 210 сообщений от 131 участника. Также замечания и предложения можно было направлять непосредственно на электронный адрес Минюста. Все поступившие в ходе общественного обсуждения проектов замечания и предложения министерством проанализированы и по возможности учтены.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter