На фестивале в Витебске ждали и золотошвеек из Торжка

Шито золотыми нитками

В этом году изюминкой Дня Союзного государства на «Славянском базаре в Витебске» должна была стать уникальная выставка «Торжокские золото­швеи». К сожалению, из‑за пандемии коронавируса выставку пришлось отложить. О том, какие работы планировались к показу, как сегодня сохраняются традиции уникального промысла, «СОЮЗу» рассказал генеральный директор фабрики «Торжокские золотошвеи» Сергей Чувашов.

Экспозиция музея рассказывает об истории и традициях ручной золотой вышивки.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

— Сергей Ефремович, какие работы хотели показать на фестивале?

— Мы отобрали знаковые для нашего промысла изделия. Например, «Пояс России». На нем вышит 90‑й псалом Давида «Живый в помощи Вышняго». Длина пояса — два метра, ширина — 25 сантиметров. Над поясом в течение двух лет работали 37 человек: художники, модельеры, золотошвеи... Пояс отшит на натуральном бархате, на его изготовление потребовалось 52 км золотой и серебряной нити. Украшают изделие 6,5 тысячи кристаллов Сваровски. В 2016 году пояс был занесен в Книгу рекордов России. 

— Зачем нужен такой большой пояс?

— Чтобы было как можно больше подпоясанных и меньше распоясанных! С поясом уже связаны некоторые традиции: люди встают «внутрь» пояса и загадывают желания. Еще один уникальный экспонат, который мы планировали показать, это панно «Города‑герои». Оно отшито золотыми и серебряными нитями дважды. Первый раз в 2005 году — к 60‑летию Победы, а второй раз — к 70‑летию Великой Победы.

— В чем уникальность золотной вышивки?

— Золотое шитье зародилось около тысячи лет назад. Это искусство вышивки золотой и серебряной нитями. Техника такого шитья существенно отличается от обычного вышивания. В самых древних вышивках мастерицы пропускали золотые нити сквозь ткань, обозначая на обратной стороне вышивки линию рисунка мелкими ровными стежками. Это — шитье «на проем» или «в прокол». Оно считалось среди рукодельниц самым трудным. Золотую нить сложно продевать сквозь материю, так как пряденое золото истерлось бы, а волоченное не ляжет ровно по поверхности ткани.

— Сейчас вышивальщицы тоже применяют такую сложную технику?

— Нет, они стали работать «в прикреп». Металлические нити укрепляются по рисунку на лицевой стороне изделия поперечными стежками шелковыми нитками в цвет золота, серебра или, наоборот, контрастной нитью. Но данная техника тоже непростая, требует много времени.

— Идет ли к вам на фабрику молодежь?

— В Торжке в 1899 году были созданы школа и мастерские шитья по сафьяну и коже, которые в 1928-м реорганизованы в профтехшколу художественной вышивки. А в 1996 году школа перепрофилирована в профессиональное художественное училище золотного шитья № 56. Оно единственное в России, где обучают золотному шитью, строчевой и белой глади, лицевому шитью и даже кружевоплетению. Учат вышивать золотом геральдические символы и генеральские погоны, живописные орнаменты и лики святых. У нас на фабрике молодой коллектив. Хорошая социальная составляющая, есть карьерный рост, мы предоставляем общежитие для сотрудников. 

— Планируете ли выставки в Беларуси?

— Обязательно, при первой же возможности.

— Знаю, что вы активно сотрудничаете с Беларусью.

— У нас хорошие отношения с Оршанским льнокомбинатом. Именно белорусский лен на протяжении многих лет — основа для изделий брендовой одежды торговой марки TiZetta. Коллекции из данного материала отличаются высоким качеством и экологичностью, лидируют на модных показах и конкурсах. Наряды «Торжокских золотошвей» из тканей Оршанского льнокомбината пользуются большим спросом среди покупателей. Хотелось бы отметить, что в июле 2016 года на фабрику приезжал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Специально к визиту торжокские золотошвеи отшили панно «Город‑герой Брест» и «Город‑герой Минск», которые были ему вручены для передачи в эти города.

Юлия Васильева

julia@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter