Директор Брестского чулочного комбината — о производстве в новых экономических условиях и маркетинговой стратегии предприятия

Шить своим умом


В условиях пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, пострадали многие сферы экономики. Но в большей степени экспортно ориентированные. Не обошла стороной ситуация и предприятия легкой промышленности. По данным концерна «Беллегпром», в период пандемии наиболее пострадала кожевенно-обувная отрасль. А вот трикотажные предприятия стабильно работают и в новых условиях. На некоторых из них заработную плату подняли на 15–20 процентов. Как в непростых условиях удается сохранить коллектив и какие выводы из нестандартной ситуации сделаны — об этом корреспондент «Р» узнал у директора ОАО «Брестский чулочный комбинат» Сергея Жевнеровича.

Профилактические меры

— Сергей Александрович, прежде чем говорить об экономике предприятия, хотелось бы узнать, какие меры приняты для сохранения здоровья рабочего коллектива.

— Для нас как для бизнеса коронавирусная пандемия началась в первой половине марта, когда узнали, что Польша закрывает границы в качестве меры борьбы с распространением COVID-19. Тогда стало понятно, что это все всерьез и не на один день. Почему вспоминаю Польшу? Потому что наша фабрика находится в 7 километрах от границы, а жизнь всего Бреста в той или иной степени связана с его приграничным статусом.

Первым решением в парадигме новой реальности стало производство марлевых масок для собственных нужд.  

По всей стране у нас более 60 собственных магазинов. В этих торговых объектах трудится около 300 человек, которые ежеминутно находятся в общении с другими людьми — покупателями. Именно для них и была предусмотрена первая партия наших масок. Чуть позже, когда мы смогли отшить несколько тысяч, обеспечили ими все подразделения предприятия. У каждого работника комбината есть доступ к средствам защиты органов дыхания нашего собственного изготовления, для ряда служб ношение масок вменено в обязанность.

Конечно, мы снабдили все подразделения компании и отдельные помещения средствами антибактериальной обработки рук. Изменили регламент уборки помещений, сделав акцент на использовании дезинфицирующих средств. Ввели обязательную проверку температуры перед началом рабочей смены для значительной части профессий и должностей.

Снижение издержек — залог успеха.

В первых числах апреля я собрал начальников структурных подразделений компании и постарался описать свое видение ближайших месяцев нашей работы. Тогда, помнится, я говорил про ожидаемое проседание продаж на всех рынках, необходимую корректировку производственных планов на период острого кризиса, оперативные изменения в режиме работы ряда служб и подразделений. В частности, мы изменили график работы столовой, выделив для своих работников отдельное время, организовали дистанционную работу для значительной части сотрудников офиса, стимулировали выборку трудовых отпусков вне годового графика и многое другое. Все эти меры сработали, общее коллективное здоровье предприятия нормальное. А значит, и настроение у людей рабочее.

Экспортный багаж

— А с какими сложностями пришлось столкнуться предприятию в связи с карантинными мерами и их финансово-экономическими последствиями на внешних рынках?

— С конца марта резко просели продажи на внешних рынках. И если в Российскую Федерацию мы небольшие объемы грузили весь пандемический период, то отгрузки в Казахстан, Украину и другие страны остановились совершенно. В относительных цифрах наши экспортные продажи в апреле сократились в два раза к предыдущему году.

Еще до пандемии мы взяли в работу ряд крупных заказов от наших внешних покупателей. И если в момент принятия этих обязательств переживали о том, что их исполнение может помешать нам производить собственный товар, то апрель и май, честно скажу, благодарили клиентов за эти заказы. Во-первых, мы имели работу для производственных подразделений. А во-вторых, сейчас имеем отгрузки, сопоставимые с прошлым годом.

Своя ниша на рынке

— Какие конкурентные преимущества в сложившейся ситуации есть у предприятия и за счет каких мер и мероприятий можно усилить конкурентные позиции?

— Мы производим весьма традиционный продукт. Не новый для рынка, не инновационный. А в традиционных продуктах борьба за кошелек потребителей идет в экономической триаде цена — качество — доступность. В период финансовой нестабильности покупатель главным образом ориентируется на цену. В период роста доходов на первый план выходит качество товара. Ситуация, когда посещение торговых объектов стало сопряжено с рисками для здоровья, продемонстрировала ценность такого свойство товара, как доступность.

В непростых условиях ценится доступность товаров.

Понятно, что в нашем традиционном продукте очень высока конкуренция. Она есть следствие и традиционности носков, и относительно невысокой стоимости входа на этот рынок. Наша фабрика считается крупным производителем чулочно-носочных изделий. Для удовлетворения спроса всего населения планеты необходимо не менее 3000 таких фабрик, как наша. А если принять во внимание, что основную массу производителей носков занимают компании гораздо меньшего размера, то реальное число «носочников» превышает несколько десятков тысяч, если не сотен.

При этом есть в нашей отрасли и гиганты. Пару месяцев назад читал материал про одного из крупнейших китайских производителей носков. Так вот его мощности превышают наши в 15 раз. Вот с такими конкурентами нам и приходится бороться за рынок: одни берут своей уникальностью, что характерно для небольших компаний, вторые — масштабностью производства.

У нас тоже есть качества, которые отличают нас от несметных полчищ альтернативных производителей. Во-первых, наша, уже 52-летняя история — это традиции, опыт, знание своего покупателя и рынка, узнаваемость. Наше соотношение цена — качество, возможно, сейчас лучшее на рынке. Мы максимально близки к своему покупателю, присутствуя во всех каналах сбыта продукции нашего сегмента, включая крупный сетевой ретейл. И не только в Беларуси, но и на основных внешних рынках — России, Украине, Казахстане.

Словом, конкурентная борьба за рынок — это не событие, а действие. Действие, у которого есть начало, но нет конца. Все нишевые производители борются друг с другом и со всеми одновременно. Очевидно, что в этой борьбе каждый использует свои преимущества.

Стратегия стабильности

— Какие изменения произошли в стратегии развития предприятия исходя из сложившейся ситуации и на чем сейчас сконцентрированы усилия?

— По большому счету — никаких. Мы по-прежнему ориентированы на производство нашего продукта — носков, колготок, легинсов, гольфов, трусов, фуфаек. Будем обеспечивать лучшее качество наших изделий благодаря выверенной технологии, опыту коллектива, лучшему сырью и современному оборудованию. Также постараемся быть как можно ближе к нашим покупателям. Для чего продолжим линию по формированию собственной мощной торговой сети, которая будет в шаговой доступности для большинства белорусов. Планируем расширение наших экспортных возможностей.

Настроение у коллектива рабочее.

Мы по-прежнему крайне внимательно относимся к контролю за издержками, продолжая искать резервы для их снижения. Ищем новые формы работы с покупателями. Например, запускаем новую линейку носков под франшизой одной глобальной компании, уже готовим и новогоднюю коллекцию.


Фото предоставлено ОАО «Брестский чулочный комбинат»


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter