Президент провел совещание по совершенствованию порядка лицензирования

Широкое шоссе для бизнеса

Президент провел совещание по совершенствованию порядка лицензирования. Система разрешений на те или иные виды деятельности — штука тонкая. Были времена, когда зафиксированное бумагой позволение требовалось предпринимателю чуть ли не на каждом шагу. Но с принятием в 2010 году Указа № 450 Президента осталось только 37 видов деятельности, требующих лицензирования. Для сравнения: у основных партнеров по ЕАЭС этот перечень обширнее. В России — 49, в Казахстане — 79, в Армении — 96. Меньше только у Кыргызстана — 32.



Разумеется, не только этими цифрами определяется бизнес–климат в стране, но влияние их на него существенное. Будем откровенны: Евразийский экономический союз представляет собой группу стран–единомышленников. Мы исторически тесно связаны экономиками. В чем–то дополняем друг друга и, объединившись, усиливаем свои позиции на внешних рынках. Но и от внутренней конкуренции в плане привлечения инвестиций никуда не деться. Именно поэтому некоторое время назад была обозначена задача вхождения Беларуси в топ–30 стран по условиям ведения бизнеса. По версии Всемирного банка, сегодня мы на 57–м месте среди 189 государств. Очень большой рывок за год сделан в плане налогообложения. Со 107–го места мы переместились на 60–е. К всевозможным рейтингам, конечно, нужно относиться с известной долей допущений, но столь красноречивые цифры из воздуха тоже не появляются. В них знак глубоких и эффективных реформ, стимулирующих развитие бизнеса. И на фоне этого процесса остается отточить и тонко настроить некоторые административные каноны. Лицензирование — один из них. Однако здесь, как говорится в народе, важно с водой не выплеснуть дитя. Президент предупреждает:

— Любой путь дебюрократизации — путь правильный. Но везде есть границы, которые мы ни в коем случае в нынешней ситуации, на нынешнем этапе развития не должны перейти... Если действительно дебюрократизируется система и будут убраны лишние административные барьеры, которые мешают, это нормально и этим путем пойдем. Но качество и безопасность производимых услуг и товаров должны быть соблюдены.

Безопасность на производстве — особая тема. На нее обращает внимание опыт. Порой трагический, как в холдинге «Пинскдрев». Александр Лукашенко напомнил об этом вопиющем факте. Подобные ситуации с гибелью людей недопустимы. Предлагаемые законодательные новации должны это учитывать. В остальном упрощение административных процедур приветствуется. Хотя в каждое предложение надлежит вникать. В чем их суть?

В частности, предлагалось, чтобы действие лицензий вместо нынешних 5 — 10 лет было бессрочным. Количество документов, необходимых для их получения, значительно сокращается. Соответствующие заявки можно будет направлять по почте или в электронном виде. Полномочия по аннулированию разрешительных документов делегируются исключительно суду.

Президент потребовал детального обоснования каждой из предлагаемых норм. В чем их эффективность? Целесообразность? Нужно ли перегружать суды дополнительной компетенцией? Не достаточно ли для этого полномочий лицензирующего органа? Скорее всего, достаточно.

— Организация, которая выдает лицензию, в полной мере отвечает за это и вправе решать вопросы об аннулировании, — считает министр экономики Владимир Зиновский.

Александр Лукашенко одобрил предложение установить более жесткие требования и условия для осуществления судебно–экспертной деятельности, работ в сфере атомной энергетики и риелторских услуг. Все законодательные изменения поручено доработать. В окончательном варианте проекта нормативного акта надлежит снять все спорные моменты юридической терминологии. Документ должен быть максимально доступным для понимания бизнесом.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 162 (24792). Среда, 26 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter