Лежу… Нет, не в теплой кровати, а на сырой трассе Долгиновского тракта. По легенде, меня только что сбил автомобиль. Вместе с инспекторами ГАИ Центрального района Минска наблюдаем, пройдут ли водители тест на человечность.
Время эксперимента — около 13 часов, когда движение на этом участке дороги особенно оживленное. Заранее предупреждаем дежурную часть и «скорую» по поводу тревожных вызовов на место «аварии».
Для самого эксперимента понадобилась старая одежда, которую не жалко испачкать в грязи, и литр вишневого сока. Старший госавтоинспектор Андрей Зеленко помогает мне принять позу жертвы, дабы вышло поубедительнее. Поза получилась воистину жуткая. Лицом в землю, волосы растрепаны, сапог валяется в стороне, вокруг разлита «кровь»… Все признаки жертвы ДТП налицо и на лице.
— Тебя будто и не легковушка переехала, а КамАЗ. Причем с прицепом. Причем всеми двенадцатью колесами, — подтрунивает надо мной фотограф.
Он вместе с инспекторами Андреем Зеленко и Анастасией Редько наблюдает за экспериментом издалека. Считают водителей, проехавших мимо.
Жду своего героя одну минуту, другую, третью… Автомобили спешно проносятся мимо. Мало того что не останавливаются, так еще и грязью обдают. Похоже, отзывчивые люди по Долгиновскому тракту не ездят. Через 10 минут лежания я уже практически не чувствую ног. Волосы покрылись инеем, нос покраснел.
— Я люблю свою работу, я люблю свою работу, — как мантру, шепчу себе под нос, а мой герой все еще медлит.
Может, думают, что я пьяна и просто сплю? Вот только на выпивоху я откровенно не тяну. Все же для пущей убедительности кладем рядом искореженный велосипед, реально побывавший в ДТП. Реакции по-прежнему ноль. Провожаю взглядом 27 машин и… О чудо! Останавливается BMW. Не проходит и пару минут, как останавливаются еще два авто.
— Больше так не шутите, — ворчат водители и разъезжаются.
Поблагодарив их за чуткость, продолжаем эксперимент. Немного меняем сценарий. Теперь главная роль у Анастасии Редько. Инспектор, одетая по гражданке, подгоняет машину, якобы сбившую меня, и включает аварийку. Изобразив на лице ужас и панику, жестами призывает проезжающих мимо остановиться и оказать помощь «пострадавшей». Лишь спустя 20 минут голосования остановился водитель Lexus и со всех ног бросился ко мне. «Мечта, а не мужчина!» — успела подумать я, лежа в грязи.
— Смотрю: девушка на обочине лежит. Решил, может, помощь какая нужна, вот и остановился, — так просто объяснил свой поступок Александр.
Этот водитель внедорожника стал четвертым и последним, кто пришел на помощь «жертве» ДТП. Две сотни автомобилистов пронеслись мимо, видимо, у них есть дела поважнее человеческой жизни.
А что со звонками в экстренные службы? Как выяснилось после, за все время эксперимента 11 человек набрали 102 и сообщили о лежащем на краю проезжей части пострадавшем.
Интересно было послушать тех, кто спасовал. Для этого Андрей Зеленко проехал немного вперед и тормозил неостановившихся водителей.
— Там сбитый человек лежит. Почему не остановились? — этот вопрос инспектор Зеленко задавал им по очереди.
«Это же не я ее сбил», «Думал, там пьяный лежит», «Не обязан останавливаться», «Да там уже точно труп, я сообщил в 102» — такие оправдания раздавались в ответ.
Во второй части эксперимента мы инсценировали ДТП с заносом. Поскольку начались снегопады, а многие водители до сих пор не «переобулись» — тема весьма актуальная. Съезжаю в кювет, вплотную прижавшись капотом к дереву. Предварительно резко выворачиваю руль вправо — и на обочине остаются глубокие следы торможения. В 15 метрах, как положено, ставлю знак аварийной остановки и снова жду. Здесь ситуация оказалась более радужной, чем со «сбитым» пешеходом. Из 50 водителей 3 предложили вытащить меня из кювета. И это лишь за 20 минут голосования!
— Зимой от заноса никто не застрахован. В прошлом году, например, во время сильных снегопадов водители приятно удивили: вытаскивали друг друга из сугробов, чтобы не создавать заторов и помех для снегоуборочной техники, — прокомментировал результаты эксперимента Андрей Зеленко.
Сцена третья — у меня закончился бензин. Разумеется, в городе проводить такой эксперимент нет смысла. Там и эвакуатор проще вызвать, и помощи от друзей дождаться. А за городом условия экстремальные — в самый раз. Торможу в крайней правой полосе, достаю из багажника пустую 10-литровую канистру размером с половину меня — такую не заметить просто невозможно! Сажусь на нее и с мученическим выражением лица жду помощи. Одни водители пролетают мимо, другие сбавляют скорость, как бы оценивая, достаточно ли я привлекательна, чтобы мне помочь.
Водитель «Жигулей» притормаживает, опускает стекло и…
— Дура, что, заправиться не могла? Не знала, что поедешь? Ох уж эти бабы за рулем!
И просто уезжает.
Вдруг мимо проносится серебристый Volvo, и только я с разочарованием подумала: «Ну вот, опять!», как иномарка резко бьет по тормозам. Один есть!
— Вижу, девушка стоит одна, замерзла. Ну как тут не помочь, жалко же. Тем более в дороге такое с каждым может случиться, — объясняет свою позицию Юрий. — Сам однажды здорово застрял. Лил сильный дождь, обочину размыло. Я объезжал упавшее на дорогу дерево, ну и застрял. Мимо ехала «Волга». Буксировочного троса ни у кого из нас не оказалось, так тот водитель сгонял за ним в ближайшую деревню и вытащил меня.
«Эх, побольше бы таких водителей на наших дорогах», — провожаю Юрия взглядом. Но увы: более чем из полусотни водителей машин, проезжавших мимо, лишь два предложили помощь.
А если помощь понадобится мужчине? Для чистоты эксперимента меня подменяет доброволец Алексей. Сколько он ни голосовал, так никто и не остановился… Видимо, боязно.
А если спустит колесо? Убираю канистру в багажник, выкатываю запаску. Поток машин привычно течет мимо. Проезжает эвакуатор. Наверное, спешит на другой вызов. Проезжает учебная машина. Похоже, в автошколах учат только вождению, но никак не поведению. А стоило бы…
Битых 20 минут мерзну, и, к моему удивлению, первым останавливается мусоровоз «Белкоммунмаша». Напарники Валерий и Дмитрий с радостью готовы мне помочь. Вот где работают настоящие мужчины!
Что касается представительниц прекрасной половины человечества, то ни одна из них не соизволила мне помочь. Вот вам и женская солидарность.
Говорят, нынешнее поколение водителей изменилось, дескать, пропало понятие взаимовыручки на дороге. Но тут, как говорится, раз на раз не приходится. Сегодня отзывчивые люди оказались в меньшинстве, и все же они были. А вот во взаимоотношениях водитель — пешеход все сложно. Многие автомобилисты говорили, что не рассмотрели человека, думали, мусор на обочине лежит. Но лишний раз остановиться и проверить все-таки стоит: вовремя подоспевшая помощь может спасти чью-то жизнь.
gorbatenko_inna@mail.ru