Самый современный в стране офтальмологический операционный блок появился в 10-й ГКБ Минска

Широко открытые глаза

Шесть операционных оснащены оборудованием мирового уровня. Большинству аппаратов нет аналогов ни в одном медучреждении страны. Уникальное оборудование позволяет проводить сложнейшие операции на глазах и, что самое важное, учитывать особенности пациентов. О том, как специалисты предупреждают инвалидность по зрению с помощью новой техники, корреспонденту «Р» рассказал заведующий отделением лазерной микрохирургии Игорь Заборовский. 

Профессор Виктория КРАСИЛЬНИКОВА завершает удаление катаракты.

Световой эффект

10-я городская клиническая больница Минска — ведущее лечебное учреждение по оказанию офтальмологической помощи в нашей стране. Здесь лечится большинство заболеваний глаз. Только лазерных операций специалисты проводят более 18 000 в год. На базе четырех отделений клиники и работает Республиканский офтальмологический центр, а также кафедра офтальмологии Белорусской медицинской академии последипломного образования. 

Игорь ЗАБОРОВСКИЙ.
Игорь Генрихович открывает дверь в одну из новых операционных, где один из врачей-офтальмологов проводит коллагеновый кросслинкинг роговицы. Пациент — молодой человек, ему чуть более двадцати, но оба глаза уже поражены кератоконусом — заболеванием, грозящим инвалидностью по зрению. Один глаз у пациента еще видит достаточно хорошо, деформация роговицы незначительная. Однако роговица второго глаза истончена, наружная поверхность приобретает форму конуса, поэтому острота его зрения составляет не более десяти процентов. В этом случае человек ощущает, как искажаются изображения предметов, появляются световые эффекты и ореолы, светобоязнь, боль. Словом, явный кандидат на пересадку роговицы. 

Игорь Заборовский поясняет, что после трансплантации роговицы заживление продолжается до года и сопровождается серьезными ограничениями качества жизни. Возникают вопросы и профессиональной пригодности. 

Коллагеновый кросслинкинг роговицы при своевременном применении позволяет избежать пересадки роговицы и предупредить инвалидность. А вмешательство с применением высокотехнологичного оборудования максимально повышает эффективность лечения. 

— Роговичный кросслинкинг, если говорить по-научному, — это метод хирургического лечения кератоконуса, при котором происходит укрепление коллагеновых волокон стромы роговицы под действием фотосенсибилизирующего состава и ультрафиолетового излучения, — рассказывает доктор Заборовский. — Ранее эту процедуру проводили по стандартной методике. Но она не в полной мере соответствовала современному уровню развития офтальмологии, потому что ограничивалась индивидуальность подхода в лечении. Благодаря новому оборудованию мы учитываем особенности каждого пациента. 

Роговица вначале пропитывается специальным раствором рибофлавина. Ультрафиолетовый свет закрепляет связи между волокнами коллагена. Каждому пациенту подбирается свой режим воздействия, который отличается по времени и интенсивности излучения. Наш прибор позволяет это осуществлять. Предположительно эффект сохраняется не менее пяти лет. Это очень хороший результат. Процедуру при необходимости можно повторять. 

Число пациентов с кератоконусом в нашей стране возрастает. Еженедельно выполняется несколько операций. Данное заболевание, связанное с изменениями в генах и внешними факторами, — удел мужчин в самом расцвете сил, от 16 до 40 лет. И сегодня мы успешно боремся с этой патологией. Оснащение оперблока позволяет оказывать офтальмохирургическую помощь по самым современным принципам. 

В лазерной операционной микрохирурги работают с помощью уникального фемтосекундного лазера. Профессор Виктория Красильникова завершает удаление катаракты. Фемтосекундный лазер выполняет микроразрезы, делит хрусталик на части, которые затем извлекаются. Далее имплантируется искусственный хрусталик. Самое последнее веяние в области катарактальной хирургии доступно теперь и в 10-й больнице. 

Единственный в стране фемтосекундный лазер применяют для лазерной коррекции зрения по уникальной методике. Он незаменим и при трансплантации роговицы. 

Лазерный помощник 

До 100 белорусов ежегодно нуждаются в пересадке наружной оболочки глаза. Помутнения, кератоконус, травмы, рубцы, воспаления — все это может привести к необходимости трансплантации роговицы. 

— Роговичный диск можно формировать при пересадке вручную, а можно с помощью программного обеспечения лазера. Задавать необходимую форму, размер, угол вреза, — вводит в курс дела Игорь Генрихович. — Лазер работает очень точно и обеспечивает идентичное соответствие краев донорской роговицы и пациента. Реабилитация после трансплантации с использованием лазера, как правило, проходит быстрее. Процент приживаемости донорской роговицы выше. Такие операции мы проводим и иностранным гражданам. 

Одни из наиболее сложных — вмешательства на сетчатке и стекловидном теле, когда в полости возникают патологические изменения при отслойке, разрывах сетчатки, кровоизлияниях, травмах, диабетической ретинопатии. 

— Тут нам помогает микроскоп с оптической когерентной томографией, — обращает внимание заведующий отделением лазерной микрохирургии. — В процессе операции оптический томограф сканирует оболочки глаза, микрохирург в режиме реального времени видит, что происходит в слоях сетчатки. В операционный блок закуплены многофункциональные комбинированные офтальмологические хирургические системы. Подобный прибор в комплексе с микроскопом позволяет проводить практически весь спектр операций на переднем и заднем отрезках глаза. 

К таким вмешательствам нередко приводят травмы. Более 20 тысяч человек с травмированными глазами поступает ежегодно и в отделение микрохирургии № 2 10-й городской клинической больницы Минска. 

Техника без опасности

Сейчас в продаже появилось много разнообразных инструментов. По неопытности люди нередко травмируют органы зрения. И масштаб проблемы, по словам заведующего отделением Владимира Рубиса, огромный. 

— Косим траву на даче, не надеваем защитные очки. Металлическими ножами попадаем на камень, идет скол — глаз повреждается. Вот и получается: бытовой техники полно, а мы, недостаточно образованные в этом плане, невнимательно изучаем инструкции по ее применению. Так и губим глаза. Да и других случаев достаточно. Например, ставят аккумулятор на зарядку. Некоторые автолюбители до сих пор любят посветить зажигалкой, чтобы оценить, насколько тот зарядился. И забывают, что при зарядке выделяется водород. Происходит взрыв. 

Есть и примеры опасных модных игр. Знакомимся с Вадимом. Пациенту 36 лет. На днях впервые в жизни поехал с друзьями играть в пейнтбол. Но игра не задалась: 

— Помню, в мою сторону был выстрел. Я споткнулся, маска упала. А тут шарик летит на меня. За глаз схватился. Больно. Кровь. Сейчас уже лучше. 

Владимир Васильевич оценивает состояние: 

— Тяжелейшая травма с подвывихом хрусталика, гематомой в глазу. Кстати, подобных случаев, связанных с игрушками, петардами, пробками от шампанского, было много. Женщины получают ожоги глаз репейным маслом, которым пробуют укрепить ресницы. При таких травмах нужно сразу обращаться к врачу. 

kasiyakova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter