
Световой эффект
10-я городская клиническая больница Минска — ведущее лечебное учреждение по оказанию офтальмологической помощи в нашей стране. Здесь лечится большинство заболеваний глаз. Только лазерных операций специалисты проводят более 18 000 в год. На базе четырех отделений клиники и работает Республиканский офтальмологический центр, а также кафедра офтальмологии Белорусской медицинской академии последипломного образования.

Игорь Заборовский поясняет, что после трансплантации роговицы заживление продолжается до года и сопровождается серьезными ограничениями качества жизни. Возникают вопросы и профессиональной пригодности.
Коллагеновый кросслинкинг роговицы при своевременном применении позволяет избежать пересадки роговицы и предупредить инвалидность. А вмешательство с применением высокотехнологичного оборудования максимально повышает эффективность лечения.
— Роговичный кросслинкинг, если говорить по-научному, — это метод хирургического лечения кератоконуса, при котором происходит укрепление коллагеновых волокон стромы роговицы под действием фотосенсибилизирующего состава и ультрафиолетового излучения, — рассказывает доктор Заборовский. — Ранее эту процедуру проводили по стандартной методике. Но она не в полной мере соответствовала современному уровню развития офтальмологии, потому что ограничивалась индивидуальность подхода в лечении. Благодаря новому оборудованию мы учитываем особенности каждого пациента.
Роговица вначале пропитывается специальным раствором рибофлавина. Ультрафиолетовый свет закрепляет связи между волокнами коллагена. Каждому
Число пациентов с кератоконусом в нашей стране возрастает. Еженедельно выполняется несколько операций. Данное заболевание, связанное с изменениями в генах и внешними факторами, — удел мужчин в самом расцвете сил, от 16 до 40 лет. И сегодня мы успешно боремся с этой патологией. Оснащение оперблока позволяет оказывать офтальмохирургическую помощь по самым современным принципам.
В лазерной операционной микрохирурги работают с помощью уникального фемтосекундного лазера. Профессор Виктория Красильникова завершает удаление катаракты. Фемтосекундный лазер выполняет микроразрезы, делит хрусталик на части, которые затем извлекаются. Далее имплантируется искусственный хрусталик. Самое последнее веяние в области катарактальной хирургии доступно теперь и в 10-й больнице.
Единственный в стране фемтосекундный лазер применяют для лазерной коррекции зрения по уникальной методике. Он незаменим и при трансплантации роговицы.
Лазерный помощник
До 100 белорусов ежегодно нуждаются в пересадке наружной оболочки глаза. Помутнения, кератоконус, травмы, рубцы, воспаления — все это может привести к необходимости трансплантации роговицы.
— Роговичный диск можно формировать при пересадке вручную, а можно с помощью программного обеспечения лазера. Задавать необходимую форму, размер, угол вреза, — вводит в курс дела Игорь Генрихович. — Лазер работает очень точно и обеспечивает идентичное соответствие краев донорской роговицы и пациента. Реабилитация после трансплантации с использованием лазера, как правило, проходит быстрее. Процент приживаемости донорской роговицы выше. Такие операции мы проводим и иностранным гражданам.
— Тут нам помогает микроскоп с оптической когерентной томографией, — обращает внимание заведующий отделением лазерной микрохирургии. — В процессе операции оптический томограф сканирует оболочки глаза, микрохирург в режиме реального времени видит, что происходит в слоях сетчатки. В операционный блок закуплены многофункциональные комбинированные офтальмологические хирургические системы. Подобный прибор в комплексе с микроскопом позволяет проводить практически весь спектр операций на переднем и заднем отрезках глаза.
К таким вмешательствам нередко приводят травмы. Более 20 тысяч человек с травмированными глазами поступает ежегодно и в отделение микрохирургии № 2 10-й городской клинической больницы Минска.
Техника без опасности
Сейчас в продаже появилось много разнообразных инструментов. По неопытности люди нередко травмируют органы зрения. И масштаб проблемы, по словам заведующего отделением Владимира Рубиса, огромный.
— Косим траву на даче, не надеваем защитные очки. Металлическими ножами попадаем на камень, идет скол — глаз повреждается. Вот и получается: бытовой техники полно, а мы, недостаточно образованные в этом плане, невнимательно изучаем инструкции по ее применению. Так и губим глаза. Да и других случаев достаточно. Например, ставят аккумулятор на зарядку. Некоторые автолюбители до сих пор любят посветить зажигалкой, чтобы оценить, насколько тот зарядился. И забывают, что при зарядке выделяется водород. Происходит взрыв.
Есть и примеры опасных модных игр. Знакомимся с Вадимом. Пациенту 36 лет. На днях впервые в жизни поехал с друзьями играть в пейнтбол. Но игра не задалась:
— Помню, в мою сторону был выстрел. Я споткнулся, маска упала. А тут шарик летит на меня. За глаз схватился. Больно. Кровь. Сейчас уже лучше.
Владимир Васильевич оценивает состояние:
— Тяжелейшая травма с подвывихом хрусталика, гематомой в глазу. Кстати, подобных случаев, связанных с игрушками, петардами, пробками от шампанского, было много. Женщины получают ожоги глаз репейным маслом, которым пробуют укрепить ресницы. При таких травмах нужно сразу обращаться к врачу.
kasiyakova@sb.by
Фото автора.