Шире шлюз!

Сразу две хорошие новости из сферы информационных технологий. Министерство связи и информатизации сообщило о том, что все пункты программы «Электронная Беларусь» будут выполнены до конца 2010–го. Одновременно национальный оператор электросвязи «Белтелеком» объявил о двукратном увеличении внешнего интернет–шлюза также до конца этого года. Можно ли, суммируя эти новости, говорить о серьезном продвижении на пути к информационному обществу?..

Сразу две хорошие новости из сферы информационных технологий. Министерство связи и информатизации сообщило о том, что все пункты программы «Электронная Беларусь» будут выполнены до конца 2010–го. Одновременно национальный оператор электросвязи «Белтелеком» объявил о двукратном увеличении внешнего интернет–шлюза также до конца этого года. Можно ли, суммируя эти новости, говорить о серьезном продвижении на пути к информационному обществу?


То, что оставшиеся 27 из 108 проектов программы «Электронная Беларусь» будут завершены в установленные сроки, — хорошо. Но приблизимся ли мы к тому формату взаимоотношений между госорганами, гражданами и бизнесом, о котором шла речь в конференц–зале «СБ» (см. «Сетевое окружение», 4 июня 2009 г.)? Заработает ли реально «электронное правительство»? Можно ли будет проходить административные процедуры, запрашивать и получать необходимую информацию за офисным или домашним компьютером, а не ходить и собирать бумаги по инстанциям? Эти вопросы адресую директору департамента информатизации Министерства связи и информатизации Андрею Ильину.


«Электронное правительство» не стоит понимать как что–то статичное, созданное раз и навсегда. В стране уже многое сделано для того, чтобы административные процедуры для граждан и бизнеса стали комфортнее и занимали минимум времени. Но технологии стремительно развиваются и само общество изменяется, — комментирует Андрей Ильин. — Взаимоотношения государственных органов и граждан, безусловно, продолжат совершенствоваться. Сейчас на рассмотрении в Совете Министров находится стратегия развития информационного общества до 2015 года...» Мы условились с собеседником, что после того как документ будет рассмотрен Правительством, подробно поговорим об электронных интерактивных услугах, которые государство сможет оказывать населению в ближайшем будущем.


Очевидно, что спрос на такие услуги растет. Количество всех абонентов и пользователей интернета, по данным Минсвязи, в прошлом году составило 4,4 миллиона. То есть почти половина жителей страны. При этом абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа в сеть было более 1 миллиона. Этот вид связи динамично развивается, охватывая и большие города, и малые, и все строящиеся агрогородки. Увеличение количества пользователей интернета, как подчеркнул начальник группы по информации и коммуникации «Белтелекома» Алексей Федоринчик, и является причиной расширения внешнего шлюза. «Представьте трехполосную дорогу, по которой в час проезжает тысяча машин, — проводит аналогию мой собеседник. — Как только автомобилей становится в два раза больше, нужно строить еще три полосы. Иначе возникнут заторы, пробки».


Повысится ли скорость интернета благодаря расширению внешнего шлюза до 70 — 80 гигабит в секунду? «В перспективе так должно быть, — отмечает Алексей Федоринчик. — Однако необходимо понимать, что скорость зависит не только от ширины внешнего шлюза, но и от технологии подключения к интернету. Например, популярная сегодня ADSL–технология не может обеспечить скорость выше 24 мегабит в секунду». Впрочем, такая скорость для одного пользователя представляется космической. «Даже более чем космической», — поправляет меня знакомый системный администратор. Сегодня «Белтелеком» готов предложить гражданам пакет безлимитного круглосуточного доступа в интернет со скоростью до 2 мегабит в секунду. Что, впрочем, также вполне достаточно для абсолютного большинства пользователей. Правда, цену такого доступа — 150 тысяч рублей в месяц — бюджетной назвать сложно. Хотя следует отметить, что тарифы госоператор регулярно снижает. И для своих пользователей, и для частных интернет–провайдеров.


Таким образом, все больше граждан имеют возможность активно пользоваться интернетом. Вопрос: как откликаются на эту тенденцию государственные органы? Готовы ли они взаимодействовать с населением в электронном формате? К этой теме мы еще обязательно вернемся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter