Шире круг!

Среди прогнозов последствий мирового кризиса есть и оптимистичный акцент. Встряска позволит очистить экономику планеты от слабых звеньев. В итоге она станет прагматичнее и в целом эффективнее... Мнения: оглядываясь на февраль

Среди прогнозов последствий мирового кризиса есть и оптимистичный акцент. Встряска позволит очистить экономику планеты от слабых звеньев. В итоге она станет прагматичнее и в целом эффективнее... Пожалуй, это будет справедливо и для глобальной политики. Тем более что уже сегодня есть зримые результаты. Общие для всех трудности стали мощным катализатором плюрализации путей экономического, политического, социокультурного развития. Как никогда в предыдущие годы, нынче ставятся под сомнение универсализм и самоценность западных экономических, политических и идеологических ценностей.


Своего рода шоковой терапией обернулся нынешний кризис для политической ментальности многих государственных деятелей. Особенно европейских. Нельзя, конечно, сказать, что их знаменитое «чувство естественного превосходства» полностью ушло. Но оно явно пребывает сейчас в смущении и нерешительности. Подает признаки немыслимой еще недавно уступчивости и готовности признать в качестве варианта нормы то, что какой–нибудь год назад считалось неприемлемым. Самое яркое тому подтверждение — далеко идущие перемены в отношении Евросоюза к Беларуси. В этом смысле февраль политический не просто поддержал восходящую линию в отношениях нашей страны с ЕС, но и характеризовался без преувеличения этапными событиями. Это прежде всего приезд в Минск и переговоры с белорусским руководством влиятельнейшего западного политика, верховного представителя Евросоюза по внешней политике Х.Соланы. Во–вторых, первые за много лет официальные визиты в Беларусь главы правительства одной из евросоюзных стран — Латвии — и вице–премьера другого члена Евросоюза — Польши. В–третьих — все более предметное обсуждение вопроса о включении нашей страны в программу «Восточное партнерство».


Все это, вместе взятое, однозначно говорит о кардинальном улучшении рамочных условий для сотрудничества Беларуси с ЕС в разных сферах. В первую очередь с его «новичками», в наибольшей степени пострадавшими от кризиса. В контексте восточного партнерства особенно существенным видится расширение сотрудничества по направлениям, сформулированным в официальном «Сообщении Еврокомиссии для Европарламента и Европейского Совета» 3 декабря прошлого года. В нем речь идет, в частности, о создании «углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли», об упрощении визового режима, а в дальнейшем и о введении безвизового режима, о координации энергетической политики и о создании в итоге «экономического сообщества стран — соседей ЕС».


Что и говорить: перспективы столь существенного расширения сотрудничества с Евросоюзом во всех сферах нельзя не приветствовать. Но воспринимать их нужно все–таки не только с открытым сердцем, но и с холодной головой. В самом деле то, что в разговоре с Александром Лукашенко Хавьер Солана не выдвигал белорусской стороне политических условий, не отменяет ведь наличия в процитированном выше сообщении Еврокомиссии параграфа, рассматривающего экономическую интеграцию как инструмент сближения политических курсов стран — участниц восточного партнерства с «политическим курсом ЕС». Представляется, что речь пока не идет о сближении на основе взаимных уступок. Здесь предусматривается все еще в большей степени одностороннее движение... И не случайно Президент Беларуси, констатируя позитивные результаты взаимодействия с ЕС, ОБСЕ, НАТО, одновременно указывает, что «мы никогда не потерпим никаких двойных стандартов... диктата и попыток разговаривать с нами с позиции силы».


Способ избежать такой опасности, разумеется, есть. Он — в продолжении одновременного курса на участие Беларуси в восточных стратегических интеграционных союзах: Союзное государство Беларуси и России, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. И в этом отношении февраль оказался месяцем востока не в меньшей степени, чем запада. Чем более весомой будет роль Беларуси в восточных союзах, тем меньше рисков для нее будет на западе. Дело не только в редком сочетании историко–цивилизационных, геополитических и геоэкономических факторов, особо располагающих Беларусь к многовекторности, но еще и в том, что, во–первых, во времена кризиса дополнительные ресурсы стабилизации предоставляет интенсификация существующих связей. Во–вторых, необходимо максимальное расширение круга партнеров. И чем шире их круг, тем автономнее мы по отношению к каждому из них.


Политолог Олег Буховец, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии БГЭУ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter