Шире клуб

В этом году в стране закрыли 150 сельских домов культуры: как остановить тревожную тенденцию?

Сельский клуб — единственный культурный очаг для жителей деревень и небольших населенных пунктов, куда они могут отправиться в свободное от работы время. Хорошо, если жизнь там кипит, а досуг приятен и интересен. А если — нет и посетителей не густо? В этом году в стране закрыли 150 сельских домов культуры. Много это или мало? И можно ли остановить тревожную тенденцию?

Спорово — деревня знаменитая. Столица юмора, край бескрайних болот и работящих людей. Они здесь особенные. Пашут с утра до ночи, а с ночи до утра — веселятся. За словом в карман не лезут. Остановишься поговорить с местными, а они непременно выдадут что-нибудь этакое: «Отгадай загадку: на С начинается, на Ц кончается, рыбой питается… СпоровЭц называется!» Все споровские традиции, пословицы и легенды бережно собирают в местном центре культуры и досуга. Он здесь тоже особенный.

Больше  не  до  споров

По одной из легенд, Спорово получило свое название благодаря спорщикам-склочникам, которых ссылали в забытое Богом болотное место. Но споровцы легенду облагородили. Им больше нравится рассказывать любопытствующим, что когда-то по Споровскому озеру ходили пароходы. И такая расчудесная пристань была на берегу, что за нее судовладельцы ругались и спорили.

Центр культуры в Спорово построили в 1987 году. Десять лет назад здание капитально отремонтировали. Оно и сегодня выглядит отлично, будто строители только 
на днях закончили работу

Теперь на озере пароходов нет и в помине. На волнах качаются разве что гогочущие гуси да два десятка лодок, пришвартованных к берегу. Над огородами стелется дым от костров. Сельскохозяйственный сезон закончен. Нынче главный центр притяжения споровцев — центр культуры и досуга. Шутка ли — при центре работают 14 клубных объединений для детей и взрослых. Есть клубы выходного дня и свой театр юмора. Сразу три коллектива гордятся званием «Народный». В общем, даже городским ДК здесь есть чему поучиться. Что уж говорить о сельских?

На время фестиваля «Спораўскія жарты» изображение двух смешливых окушков становится официальным гербом деревни
Центр культуры в Спорово построили в 1987 году. Десять лет назад здание капитально отремонтировали. Оно и сегодня выглядит отлично, будто строители только на днях закончили работу. Но куда важнее красивой обертки  содержание. С ним тоже полный порядок.

С директором центра Ниной Пашкевич заходим в кабинет, где ребята из студии «Вясёлкавая плынь» занимаются рукоделием. На стенах — десятки вышитых картин. В углу – ткацкий станок. Нина Пашкевич показывает «ходник» на полу — ребята ткали. Теперь под руководством Анны Чайчиц осваивают мастерство изготовления поясов:

— Удивительно, но вышивкой в основном занимаются мальчишки. Даже те, у кого поведение в школе хромает. У нас они прилежные ученики.

Анна Васильевна в прошлой жизни работала строителем. В 22 года впервые взяла иголку, да так увлеклась, что со временем оставила прежнюю должность и пришла своим мастерством делиться с детьми и взрослыми в центр культуры. Улыбается: «Как раз тот случай, когда не ты выбирал работу, а работа выбрала тебя». Такие примеры здесь сплошь и рядом. Кто-то   раньше работал уборщицей, кто-то — поваром. Но свое настоящее призвание нашли здесь, под крышей Споровского центра культуры и досуга.

Под  ритмы  польки

Руководитель народного фоль­клорно-этнографического ансамбля «Жураўка» Валентина Чайчиц признается: говорить, танцевать и петь она начала примерно в одно время. Свою увлеченность передала не одной сотне односельчан:

— Ребята вырастают, заканчивают школу, поступают в вузы или колледжи, обзаводятся семьями, но как только приезжают в Спорово — непременно посещают репетиции и даже участвуют в концертах.


Споровский бренд — местная полька. Она внесена в Список нематериальных культурных ценностей Беларуси. Так ее не танцуют больше нигде. Валентина Ивановна рассказывает, как плясать по-споровски:

— Обычная полька — танец «прыгучий». Мы же танцуем, не отрывая ног от земли. К тому же обычно в танцах есть определенная последовательность движений. Но только не у нас. Танцоры выбирают командира, он и говорит парам, какой элемент нужно выполнять. Представляете, даже на местной дискотеке есть фолк-паузы, во время которых молодежь пляшет споровскую польку. Ее скоро вместо вальса на школьных линейках танцевать будут!

Коллективы из центра культуры и досуга — частые гости на всевозможных фестивалях и конкурсах. Причем не только в Беларуси, но и за рубежом. Без наград не возвращаются. Но, пожалуй, самый знаменитый местный коллектив — театр народного юмора «Споровский околот». Что-что, а хорошую шутку споровцы всегда ценили. Впрочем, они сами нередко становились объектом для шуток:

— Мы сами про себя ничего не придумываем, люди всякие небылицы про нас сочиняют, — улыбается Нина Пашкевич. — Места здесь глухие, деревня со всех сторон окружена болотами. Это оставило свой отпечаток на образе жизни и характере споровцев. Они всегда жили обособленно, поэтому и становились героями всевозможных баек и кривотолков. Впрочем, местные жители и сами на язык острые.

Шутки  и  смех

В центре культуры есть даже сельский музей юмора. Здесь собраны местные шутки, байки, рецепты блюд и крепких спиртных напитков. В Спорово магазинную водку не особо признают. Есть здесь свой напиток — «Споровска ершова», или просто «ершовка». Местные делятся шутливым рецептом: в процессе приготовления в самогон нужно бросить ерша, чтобы напиток не сгорел. Если «ершовка» придется не по душе, можно попробовать настойку «Выпры око», а потом — рассол «Освижаюшчый». На закуску здесь предлагают «рыбу-запиханку». Готовить ее просто: нужно взять рыбу, запихать в кастрюлю — блюдо готово!

А еще в музее хранится книга местных рекордов. Например, Михаил и Ольга Лютыч вырастили восьмерых сыновей, а Николай и Ольга Щурко — шесть дочек. Самые сильные люди в истории села – Самсон и Сымон. Они могли скрутить пятак в трубочку, поднять сруб дома или лодку, груженную дровами.

Все успехи и достижения центра культуры в Спорово — заслуга его сотрудников — увлеченных и неравнодушных людей

Актеры театра «Споровский околот» лодку или дом поднимут вряд ли. А вот настроение – запросто. Почти все они – сотрудники центра культуры и досуга. В 1995 году их пригласили на фестиваль юмора в знаменитые Автюки. Споровцам понравилось. Только решили они раз в три года проводить свой фестиваль — «Спораўскія жарты». По такому случаю здесь и деньги свои печатают, и таможню открывают. На время «жартаў» шуточный герб Спорово, на котором изображены два смешливых окунька, становится официальным:

— Сначала местные жители к этой инициативе отнеслись настороженно, — вспоминает Нина Пашкевич. — Спрашивали: «То люды прыйдуть, шоб над нами посмэятыса?» Теперь отношение, конечно же, поменялось. Перед праздником деревня преображается, хорошеет. Сюда приезжают тысячи гостей. Шутки и песни звучат до самого утра.

Говорят, когда-то по Споровскому озеру ходили пароходы. Теперь их нет и в помине. На волнах качаются лишь гогочущие гуси да пара десятков лодок, пришвартованных к берегу

Все задумки неравнодушных споровцев вряд ли воплотились бы в жизнь без поддержки Березовского райисполкома. Отдел культуры приобрел для сельского центра костюмы, новое звуковое оборудование, помогает с транспортом. Впрочем, в центре культуры и досуга тоже стараются заработать на каждодневные нужды. Годовой план по платным услугам — 2500 рублей — здесь давно перевыполнили. Как? Оказывается, споровцы не только хорошие юмористы, но и предприниматели. Нина Пашкевич делится
секретами:

— Наш театр юмора «Споровский околот» вместе с вокальными коллективами бывал на многих праздниках и фестивалях. Со временем к нам начали обращаться руководители сельхозпредприятий с просьбой выступить на каком-либо мероприятии. На торжественном собрании, посвященном Дню работников сельского хозяйства, на местных «Дажынках» или празднике деревни. Мы никому не отказываем. Могут позвонить вечером – организуйте завтра концерт. Приедем и организуем!

За свои выступления местные таланты берут немного — 300—400 рублей. Спрос так велик, что у сотруд­ников центра культуры расписаны буквально каждые выходные! Когда все успевают? Загадка. Художественный руководитель центра Алла Лютич объясняет:

— В сутках 24 часа, времени на все хватает. Подъем — в пять утра, отбой — за полночь. Без поддержки родных и близких мы бы вряд ли справились. Раньше мужья возмущались: «Что у вас за работа такая?» А теперь даже гордятся, на концерты  приходят.

— Ой, а я как своего в зале увижу,  так слова забуду! — смеется Валентина Чайчиц.

Участники «Споровского околота» еще и в церковном хоре поют. Многим сельчанам такие метаморфозы кажутся странными. Мол, как так: утром в церкви, а вечером на сцене с фривольными шуточками:

— К счастью, настоятель храма относится с пониманием. Говорит, что уныние — это грех, а мы просто делаем свою работу — дарим людям радость.

ПУНКТ  ПОГЛЯДУ

Заданне на дом. Культуры

Васіль ЧЭРНІК, начальнік галоўнага ўпраўлення культуры і аналітычнай работы Міністэрства культуры:


— Сёння ў сістэме Міністэрства культуры – гэта даныя на 1 верасня 2017 года – функцыянуюць 2618 устаноў культуры клубнага тыпу. Гэта не толькі дамы культуры, але і цэнтры культуры і адпачынку, дамы рамёстваў, цэнтры народнай творчасці і іншыя. У гэтых установах існуе звыш 20 тысяч клубных фарміраванняў, якія аб’ядноўваюць каля 200 тысяч удзельнікаў, у іх працуюць 1733 калектывы мастацкай самадзейнасці, якія носяць званні народнага, узорнага або заслужанага аматарскага. Як правіла, штогод звыш 500 тысяч мерапрыемстваў праводзіцца сіламі мясцовых дамоў культуры.

Вельмі важна, на што трэба звярнуць увагу: з гэтых 2618 устаноў культуры 2198 знаходзяцца менавіта ў сельскай мясцовасці. Гэта каля 84%.

Вялікая ўвага з боку кіраўніцтва нашай дзяржавы і з боку органа дзяржаўнага кіравання, якім з’яўляецца Мінiстэрства культуры, надаецца правядзенню аптымізацыі сеткі клубных устаноў. Найбольшае скарачэнне іх колькасці адбылося ў 2011 годзе. Было аптымізавана, ці, як звычайна прасцей гавораць, закрыта 929 адзінак. Гэта значная колькасць, прыкладна 35,4%.

Але сёлета гэты працэс удалося практычна спыніць. Па даных на 1 кастрычніка 2017 года, было закрыта 5,5% устаноў – гэта каля 150 дамоў культуры па ўсіх абласцях краіны.

Канешне, для скарачэнняў існуюць сур’ёзныя прычыны і падставы, першая з якіх — маланаселенасць той ці іншай вёскі. Калі там жывуць, напрыклад, 10—15 чалавек, то ўтрымліваць Дом культуры, выдаткоўваць на яго асвятленне, ацяпленне грошы – а гэта бюджэтныя сродкі — нерацыянальна і практычна немэтазгодна.

Наогул, мясцовымі органамі ўлады рашэнне аб закрыцці таго ці іншага Дома культуры прымаецца не проста таму, што так ім захацелася. Стан і дзейнасць кожнай такой установы дэталёва аналізуюцца, высвятляюцца ўсе «за» і «супраць». Зараз рашэнне аб закрыцці патрабуе ўзгаднення і з Міністэрствам культуры.

Але закрыць — гэта адна справа. Важна не пакінуць без увагі гэтыя 10—15 чалавек, часцей за ўсё пенсіённага ўзросту, для якіх вясковы клуб быў тым адзіным месцам, куды яны маглі прыйсці, каб бавіць вольны час. Таму культурнае абслугоўванне такіх населеных пунктаў, дзе няма стацыянарных будынкаў устаноў культуры, ажыццяўляецца перасоўнымі транспартнымі сродкамі, прасцей кажучы, аўтаклубамі і бібліёбусамі.

Разам з тым аптымізацыя – гэта не толькі закрыццё, але і рэарганізацыя, адкрыццё новых устаноў культуры, так званага змешанага тыпу, якія аб’ядноўваюць розныя віды дзейнасці. Напрыклад, у невялікіх вёсках замест асобных клуба, бібліятэкі і сельскага музея ствараецца клуб-бібліятэка або клуб-музей. У краіне зараз працуюць звыш 300 такіх арганізацый культуры.

Наогул, пытанне аптымізацыі вельмі цяжкае і складанае. Маё асабістае меркаванне: добра было б, каб скарачалася як мага менш устаноў культуры. На вёсцы яны – ачаг, адзінае месца, дзе людзі збіраюцца разам у вольны час. Але цалкам пазбегнуць гэтага працэсу і спыніць яго зусім немагчыма. Не ў той меры, як у 2011-м, але ён будзе працягвацца, і прычыны гэтаму аб’ектыўныя: ідзе, на жаль, скарачэнне сельскага насельніцтва. Але, паўтаруся, у кожным асобным выпадку аптымізацыі да кожнай асобнай установы культуры павінен быць вельмі ўважлівы і ўзважаны падыход.

p.losich@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,54,Бобруйск
Культурным центром на селе должны становиться школы,именно они должны включать в себя функции и библиотек для всех,разного рода кружков и секций,спортивных занятий и спорта вообще,неплохо бы и бассейны для тех мест,где нет водоёмов,а раз занятия в одну смену,то можно там и швейную и обувную мастерские разместить,организовать театр и ансамбль---вот вам выход из положения.
Tide, -, Берёза
в первую очередь надо дать правовой статус что есть "центр  культуры" и определить их финансирование от министерства  культуры, или за счёт сельских исполкомов, или районных,  
"центры культуры" требуют ежегодного ремонта, отопления и лиц ответственных за их  состояния..  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?