Шик. Блеск. Четыре колеса

Коллекционеру  Владимиру  Сацевичу  удалось  разыскать  машины,  на  которых  ездили  Молотов,  Машеров  и  Геббельс

Коллекционеру  Владимиру  Сацевичу  удалось  разыскать  машины,  на  которых  ездили  Молотов,  Машеров  и  Геббельс

Пока ехал в Боровую, никак не мог ответить для себя на два  вопроса. Первый: кто они, эти необычные люди – коллекционеры машин-олдтаймеров? И второй: где хранятся их габаритные и неповоротливые сокровища? Эспаньолка, часы на золотой цепочке, трость и дымящаяся в руке трубка – всего этого я не увидел, когда переступил порог директорского кабинета. В свои сорок с небольшим Владимир Сацевич – молодой и подтянутый мужчина. Успешный бизнесмен. И счастливый отец пятерых детей. Нет, трубки у него нет. Есть 15 машин, за каждую из которых знатоки, не задумываясь, отдадут мизинец, а то и всю кисть.

Ответ на второй вопрос был закрыт в двух огромных ангарах для ремонта пассажирских автобусов. Замок, засов, тихий скрип воротных петель – ах! –  передо мной краса и гордость автомобильной моды 30, 40, 50-х и 70-х годов. Об эмоциях – позже. Из мгновенных удивлений – таблички на капоте каждого авто: «Вода слита». Вслед за моим недоуменным взглядом последовал короткий комментарий: «Почти все машины прошли гостехосмотр и сейчас на ходу. А воду слили на зиму».

История самой большой частной коллекции Беларуси началась 5 лет назад в Ганновере. Приехал человек в командировку на международную выставку в Германию и случайно заглянул на экспозицию старинных автомобилей. Зацепило. Через пару месяцев была Италия и очередная приватная коллекция, от которой уже просто захватило дух.

— Вернулся в Минск, в первом же киоске купил стопку автогазет с рекламными объявлениями о продаже – и едва сдержал гнев. Ни одного сколько-нибудь подходящего! Только спустя пару месяцев, с большим трудом и исключительно на личных связях мне удалось найти нескольких продавцов. Уже тогда понял: мир любителей автостарины очень консервативный и чопорный. Он не терпит суеты и лишней огласки, — вспоминает Владимир Сацевич, генеральный директор компании «Стройтур». – В итоге моей первой ретромашиной стала «победа» 1953 года выпуска. Ее владелец живет в Гомельском районе, ему 80 лет. Если бы не годы, говорит, ни за что бы ее не продал. Чтобы пройти техосмотр, пришлось повозиться и мне, и механикам: полностью поменяли тормоза, коробку передач и перекрасили кузов. Едва ли вы найдете сейчас в Минске еще одну «победу» цвета морской волны.

Через два года возле этого «броневика» полуручной сборки уже красовался 401-й «москвич», сошедший с конвейера в далеком 1955 году. Даже спустя полвека желтый стиляга с круглыми фарами смотрится гламурно и манит сесть за руль.

Первая жемчужина в коллекции появилась 2 года назад. И ее путь в республику не был усеян розами… «Бьюик Лимитед» 1937 года выпуска: черный шестиметровый лимузин весом шесть тонн. Даже смотреть на него тяжело – такая громадина! Стеклянная перегородка между водителем и пассажирами, тисненая красно-черная кожа салона, утолщенные стекла, пониженный уровень шума и откидные сиденья для охраны – на такой шик и комфорт могли претендовать только люди из сталинского пула или правительственная верхушка.

— Это не серийный автомобиль. В Советский Союз их поставляли из Америки по спецзаказу Кремля, всего полтора или два десятка штук. Для своего времени в представительском классе эта машина была одной из самых шикарных. Более того. Я проверил по архивам и другим документальным источникам: этот «бьюик» принадлежал народному комиссару иностранных дел СССР Вячеславу Молотову, — говорит Владимир Сацевич. – Из послевоенной Москвы «американец» переехал в Запорожье и на долгое время пропал здесь из виду. В начале 90-х его попытались ввезти в Беларусь – безуспешно: культурно-историческая ценность. Только после того как разрешение на пересечение автомобилем границы подписал Леонид Кучма, машина попала в Гомельскую область. Россияне предлагали за раритет с именем просто фантастические суммы, но белорусский владелец стоял на своем: «бьюик» должен остаться в республике. Его желание сбылось.

Годы сделали свое дело: в первозданном виде не сохранились ни приборная панель, ни родной двигатель. Но энергетика власти дает о себе знать по сей день. Когда разваливаешься на заднем кожаном сиденье, хочется опустить стеклянную перегородку и усталым голосом сказать: «Андрюша, в Кремль, пожалуйста…»                                       

Следующие пять олдтаймеров долгое время принадлежали известному белорусскому журналисту и писателю Евгению Будинасу. Кто бывал в Дудутках, знает, о чем речь… Мэтр заболел, машины требовали ухода – уделять им столько внимания, как прежде, он уже просто не мог. Продавать коллекцию за границу не хотел: узнав о Владимире Сацевиче, передал раритеты в надежные руки. Так в конце 2006 года в Боровую переехали «Фиат Симка», «ханомаг», «виллис», ГАЗ-12 и еще один «Москвич-401». Ретрополку прибыло.

— Почти все эти машины были не на ходу. Но, поверьте, даже их ремонт доставил мне огромное удовольствие. Представьте, 1936 год, «Фиат» выпустил одну из первых в Европе малолитражек. Расход на сто километров как у мотоцикла — всего 7—8 литров. Дизайн — без единого прямого угла. Неудивительно, что уже спустя три года французский «Ситроен» перекупил у итальянцев право на эту модель. Каждый раз, когда открываю капот «симки», мое сердце замирает от восторга: здесь все детали «родные». Уж и не знаю, каким чудом они сохранились с середины 30-х годов, — показывает Владимир Сацевич. – Немецкий «ханомаг» 1936 года — бесценная машина с необычной судьбой. В Беларуси подобных сейчас просто нет. После отступления немецких войск ее подобрал и спрятал в сарае до лучших времен житель Бреста. Машина, которую Йозеф Геббельс лично подарил бургомистру города, долгое время использовалась для перевозки картошки и окончательно пришла в негодность. Пришлось поменять в ней двигатель и коробку передач. А с тормозами вообще вышла забавная история.

Сняли колеса – и глазам не поверили: тормозные цилиндры образца 30-х годов. Комплект, правда, неполный – можно было бы смело поставить новые и забыть. Но ремонтная бригада во главе с директором пошла на принцип: надо восстановить, как было! Пришлось делать специальную пресс-форму и отливать по старой технологии 4 пары тормозных накладок. Ушло на все это ни много ни мало 2 месяца… Немецкие коллекционеры первыми оценили историческую важность этой машины. За нее уже предлагали шестизначные суммы в евро.

«Москвич-401» мы с вами уже видели. ГАЗ-12 (ЗИМ) 1957 года – четырехколесная мечта советских чиновников среднего звена – хоть сейчас готов домчать на службу человека с кожаным портфелем. После реставрации он блестит на солнце черной «посольской» сталью и сверкает никелированными колпаками колес. Но «виллис» 1942 года…

— Честно скажу: это одна из моих самых любимых машин. Военный джип- «американец», который прислали в Советскую армию по ленд-лизу, сохранился просто в идеальном состоянии (две-три пробоины от пуль не в счет). Этот армейский внедорожник произведен в США под номером 212, при том, что в войну их выпустили более 650 000, — не без гордости рассказывает коллекционер. – Никогда в жизни не забуду, как этим летом впервые ехал на нем по городу. Все водители на проспекте Независимости сигналили мне вслед и высовывались из кабин, чтобы поверить своим глазам. Когда я припарковался возле МВД, посмотреть на «чудака» сбежалось полминистерства. Поверьте: никакой самый навороченный современный джип не подарит вам столько непередаваемых эмоций и столько внимания.

И наконец, машеровская «чайка» (ГАЗ-13). Говорить и писать об этой машине сложно: ее нужно видеть. В ней нужно сидеть. Ее нужно осязать. С ростом 188 сантиметров я спокойно улегся на заднем сиденье. А точнее, на диване. Думаю, при желании в салоне можно было бы установить небольшой бильярдный стол и спокойно, не тревожа водителя, сыграть партию-другую. Но в этой машине и без того хватает роскошных излишеств. Электрические стеклоподъемники, климат-контроль, кожаный салон, расширенный диапазон радиочастот с режимом автоматического поиска и коробка-автомат – в 1977 году любой советский водитель задохнулся бы от счастья, усевшись за руль этого недосягаемого шестиметрового божества.

— Подростком я много раз видел машину № 1 по телевизору. Тогда мне казалось, что ничего совершеннее и представительнее «чайки» быть уже не может. Прошли годы, я езжу на «мерседесе» S-класса и часто думаю о том, насколько все относительно… Тем не менее эта машина очень дорога мне — как мечта юности, как роскошная вещь своего высокопоставленного владельца и атрибут ушедшей эпохи. Наконец, как хороший и редкий автомобиль, который уже никогда не сойдет с заводского конвейера, — говорит Владимир Сацевич. – Кстати, специально проверял: автомобиль с таким номером кузова стоял в гараже ЦК. И Петр Миронович Машеров неоднократно на нем ездил… Цена? Очень сложно сопоставлять с чем-то материальным произведение искусства: это абсолютно разные категории. Если переводить на бытовой приземленный язык, как две-три новые иномарки.                   

В реставрационной мастерской коллекционера из Боровой сейчас бамперу негде упасть. ГАЗ-21 («Волга») 1963 года выпуска, «запорожец» 1967-го, «Москвич-407» 1969-го и «Чайка-14» 1985-го – все эти машины дожидаются капитального ремонта и внешней отделки. Да, из них сделают конфетку, но после, увы, запрут в автобусном ангаре.

— Было время, я всерьез загорелся идеей создать в Боровой двухэтажный музей ретроавтомобилей. Не музей даже, а крупный центр семейного досуга, куда можно приехать с детьми, посидеть в уютном кафе, своими глазами увидеть мировую автомобильную эволюцию и работу мастеров-реставраторов. Подготовил документы, нашел инвесторов, заручился поддержкой Министерства транспорта, но воз и ныне там, — разводит руками Владимир Сацевич. – Порой чувствую себя дирижером, который сидит один в оркестровом зале в окружении инструментов ручной работы. Чтобы любимая всеми мелодия зазвучала, нужно так мало. Но вместе с тем так много.

------------------------------

Прямая речь

Владимир МИХАЛЕВ, председатель Белорусской федерации старинной автотехники «Баретро»:

— В 70—80-е годы мы потеряли сотни очень редких автомобилей, имеющих культурно-историческую и научно-техническую ценность. Зачастую, не зная подлинной стоимости, владельцы обменивали их в Прибалтике на новенькие «Волги» или «жигули». Таким простым способом из республики в то время вывезли  шесть трофейных «майбахов», десять «роллс-ройсов», а еще «хорхе», «гроссеры-мерседесы» и другие машины, стоимость которых на международных аукционах коллекционных автомобилей достигает 10—15 миллионов долларов. Увы, даже сегодня в Беларуси нет ни одного национального технического музея, где можно было бы выставить и показать широкой общественности ценные экспонаты. После поддержки идеи на высоком уровне дело сдвинулось с мертвой точки: создали рабочую группу, разработали и утвердили общую концепцию музея. И снова — мхатовская пауза...

---------------------------------

На снимке: Владимир САЦЕВИЧ и молотовский «бьюик»: «На такой шик могли претендовать только люди из сталинского пула».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter