Белорусское продовольствие в прошлом году экспортировалось в 116 стран мира

Шесть миллиардов долларов – ориентир 2021 года, более семи – 2025-го

Белорусские предприятия по итогам 2020-го экспортировали сельхозпродукции и продуктов питания на сумму 5,8 миллиарда долларов — это больше, чем в 2019-м, на 4,3 процента. Прирост валютной выручки сложился в сумме 240,2 миллиона долларов. Помним: год выдался непростой из-за пандемии коронавируса. Тем не менее факт остается фактом: при задании обеспечить темп роста в 104,2 процента белорусский АПК смог пусть на 0,1 процента, но перевыполнить план. Об этом, как уже писала «СГ», рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов. 

Белтаможсервис отправил в Китай контейнерный поезд с белорусской сухой молочной продукцией. 

Подобный рост дорогого стоит, так как торговать в ушедшем году было действительно сложно. В том числе и потому, что во многих странах мира особенно сильно пострадал так называемый сектор HoReCa: отели, рестораны, кафе закрывались в разгар пандемии. А ведь мы поставляем большой объем продукции для этого сектора экономики. Пришлось очень быстро перестраивать товарные потоки на другие товаропроводящие сети. В частности, если говорить о России, оперативно удалось нарастить поставки в предприятия торговли: объекты общепита были закрыты, поэтому люди стали больше ходить по магазинам, покупать продукты и готовить еду дома. 

В рейтинге торгово-экономических партнеров на первом месте Россия с объемом экспорта 4,3 миллиарда долларов, Казахстан — 290 миллионов долларов и на третьем месте стремительно набирающий обороты Китай с 255 миллионами долларов.

Анализируем структуру поставок по товарным группам: объем мяса и мясопродуктов составил около 400 тысяч тонн, что на 11 процентов больше, чем в 2019-м. Валютная выручка максимально приблизилась к миллиарду долларов — 973 миллиона, прибавив 4,9 процента к предыдущему периоду. Основную сумму принесли мясо птицы и говядины: из общего объема на них приходится 194 и 159 тысяч тонн соответственно, за свининой всего 4,2 тысячи тонн. Стоит учитывать, что все эти показатели идут с ростом к 2019 году, как в натуральном, так и денежном выражении. Готовой продукции экспортировано 57 тысяч тонн, что на 21 процент больше, чем год назад.

В молочной группе поставки достигли 4,8 миллиона тонн — примерно 60 процентов от всего производимого молока в стране. По сравнению с 2019-м объем продаж вырос на 9,5 процента. Валютная выручка — 2,4 миллиарда долларов с темпом роста 102,7 процента к предыдущему периоду. Внутри этой группы следует выделить товарные позиции, по ним Беларусь входит в первую пятерку мировых экспортеров: масло сливочное, сыры, сухое молоко и сыворотка. Поставки сливочного масла сложились на уровне 84 тысячи тонн. Сухого обезжиренного молока экспортировано 123 тысячи тонн, 27 тысяч тонн — сухого цельного и 113 тысяч тонн — сухой молочной сыворотки. Эти цифры заслуживают особого внимания, так как указанные товары имеют длительные сроки годности и востребованы не только на соседних рынках, но и в странах дальнего зарубежья. 

Но особая гордость белорусской молочки — сыры. В натуральном выражении на зарубежные прилавки отправлено 230 тысяч тонн, что на 14 процентов больше, чем в 2019-м. При этом выручка превысила один миллиард долларов — практически половина того, что заработали на поставках всей молочной продукции.

Сработали и по муке — на мировые рынки отправлено 40 тысяч тонн, или на 58 процентов больше уровня 2019-го, и рапсовому маслу — продана 291 тысяча тонн с ростом к предыдущему периоду практически семь процентов. 

Как известно, политика государства заключается в том, чтобы реализовывать не сырье, а продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это повысит маржинальность отрасли. Кроме того, важно, чтобы наши товары попадали непосредственно на рынки целевых стран и прилавки магазинов. Это необходимо для того, чтобы среди покупателей сформировалось устойчивое лояльное мнение о белорусском товаре. Бренд «Сделано в Беларуси» должен быть узнаваем и пользоваться популярностью. 

А ТЕПЕРЬ об отдельных рынках сбыта, с которыми мы традиционно торгуем. Основной партнер, куда уходит львиная доля продуктов питания, — Россия. Объем поставок по итогам года достиг 4,3 миллиарда долларов, что на 2,6 процента меньше по сравнению с 2019-м. Впрочем, и без того цифра достаточно большая: если смотреть в процентном соотношении — 74,4 процента всего белорусского экспорта. Правда, еще четыре-пять лет назад было почти 95 процентов. Почему идет снижение? Перед белорусским АПК на государственном уровне поставлена задача диверсифицировать рынки сбыта — на протяжении последних пяти лет этим озабочены все сельхозпредприятия, переработчики и экспортеры. Ведется активная работа по развитию экспорта в другие страны мира, мы завоевываем их с каждым годом все больше и больше, прирастая в объемах поставок и расширяя ассортимент продукции. Опять же, осваивая новые прилавки, важно сохранить высокий уровень присутствия на традиционных — Россия, страны ЕЭС, СНГ: все-таки рынок премиальный, и вкусовые предпочтения потребителей схожи. 

Относительно товарных позиций хороший рост по итогам года показала свинина: на российский рынок поставлено вдвое больше, чем в 2019-м. При этом увеличены объемы продаж готовых колбасных изделий, мясных деликатесов и консервов — в целом экспортировано 45 тысяч тонн, что больше на 18 процентов по сравнению с предыдущим периодом. Из молочной группы можно отметить сливочное масло — 76,6 тысячи тонн с темпом роста практически 106 процентов к предыдущему периоду, сыры — 216 тысяч тонн (111 процентов), творог — 42,5 тысячи тонн (113 процентов), сухое цельное молоко — 23 тысячи тонн с темпом роста 125 процентов. Также неплохо сработали по поставкам картофеля: продано 106,7 тысячи тонн, увеличив на 21 процент по сравнению с 2019-м.

Весьма интересные цифры сложились по странам СНГ без учета России. Их доля в общем объеме экспорта сельхозпродукции и продуктов питания выросла на 1,9 процента и составила 11,8 процента. Валютная выручка достигла 681 миллиона долларов с увеличением к уровню 2019-го на 24,2 процента. Примечательно, что положительная динамика наметилась по всем странам. В частности, поставки в Кыргызстан и Узбекистан увеличились вдвое, в Армению — на 27 процентов, Туркменистан — 31,6, Таджикистан — 39,7 процента. Вывод: белорусские поставщики неплохо отработали, и озвученные цифры стали большим завоеванием. Дело в том, что в этих странах, как, впрочем, и в других, рынки не пустуют, конкуренция высокая. Но при грамотном подходе, опираясь на качество, вкусовые предпочтения, безопасность продовольствия, рекламу и продвижение, результат не заставит себя ждать. Собственно, за рынки нужно бороться, резюмировал Алексей Богданов.

Экспорт в дальнем зарубежье вырос на 39,2 процента — 796 миллионов долларов. Страны Евросоюза, в частности, для нас по-прежнему сложны для продвижения товаров, хотя и находятся рядышком. Все дело в весьма сложной процедуре сертификации. Тем не менее в прошлом году удалось увеличить экспорт продовольствия в страны ЕС на 45,4 процента. Валютная выручка — 338,5 миллиона долларов. При этом увеличены поставки в Австрию — на 35,5 процента, Данию — на 37, Болгарию — 58, Венгрию — 93 процента. Самыми крупными покупателями по итогам года стали Литва — 126,5 миллиона долларов, Польша — 80 миллионов, Латвия — 33 миллиона и Германия — 30 миллионов долларов. К слову, право поставок в Евросоюз имеют 11 белорусских предприятий, специализирующихся на переработке молока и рыбы. Сейчас ведется работа по сертификации белорусских птицефабрик, но из-за пандемии процесс приостановился. 

В Минсельхозпроде надеются, что в этом году начатое удастся продолжить и развить — на полпути останавливаться здесь не собираются. 

В страны Азии и Океании экспорт в целом вырос на 83,4 процента и составил 356 миллионов долларов. При этом основную сумму, 255 миллионов долларов, принесли поставки в Поднебесную, которые по сравнению с 2019-м выросли в 1,9 раза. Продажи мяса и мясопродуктов в денежном выражении сложились в сумме 113,8 миллиона долларов. Основной драйвер роста — мясо птицы. На китайские прилавки его поставлено 34 тысячи тонн, что в натуральном выражении больше в 3,5 раза по сравнению с 2019-м, а сумма валютной выручки достигла 86 миллионов долларов. 

Экспорт молочных продуктов сложился в объеме 90,3 миллиона долларов с ростом в 1,7 раза. В ассортиментном перечне преобладают сухие молочные продукты. Также уезжают в Китай сливки и молоко, готовые к употреблению. Начаты поставки сахара, крахмала, картофельных чипсов и рыбопродуктов. Также экспортированы пробные партии творога, сыров и сливочного масла. Словом, готовая продукция с высокой добавленной стоимостью будет и дальше появляться на китайских прилавках, так как в целом на текущий год и на ближайшую перспективу перед аграрным сектором стоит задача наращивать поставки готовой продукции, в том числе с продвижением бренда «Сделано в Беларуси». Важно понимать, что в Китае рынок глобальный, непростой, и продвижение имеет свою специфику. И это не только колоссальная разница вкусовых предпочтений. Здесь действуют международные требования к качеству и безопасности продуктов питания, в том числе и достаточно высокие национальные стандарты.

По итогам работы за прошлый год на рынок Поднебесной сертифицировано 98 белорусских товаропроизводителей, из которых 56 — молочные предприятия, 17 — мясокомбинаты, 9 птицефабрик, 7 предприятий по переработке рыбы, 4 — по переработке свекловичного жома, 4 производителя шкурок норки и одно — по переработке торфа. В дальнейшем поставки продуктов питания планируется осуществлять также с использованием механизма электронной торговли на китайских площадках. В целом на 2021 год стоит задача увеличить экспорт на 5,8 процента и подойти к сумме в 270 миллионов долларов, а к 2025-му превысить сумму 430 миллионов долларов.

В страны Америки и Карибского бассейна экспорт вырос на 33,6 процента — до 9,4 миллиона долларов, страны Африки — на 64,7: объем валютной выручки практически достиг восьми миллионов долларов. 

В прошлом году белорусское продовольствие экспортировалось в 116 стран мира, это на 12 стран больше, чем в 2019-м. Что интересно, мы открыли для себя 20 новых рынков, куда ранее продовольствие не поставлялось. Например, в Кувейт стали уезжать мучные кондитерские изделия и конфеты, в Алжир — мука, в Конго — семена кукурузы, в Марокко — свекловичный жом, в Сомали — сахар, в Экваториальную Гвинею — мясо птицы.

Задание для белорусских товаропроизводителей на нынешний год — прирасти к уровню 2020-го на 4,3 процента и выйти на показатель немногим более шести миллиардов долларов. А к 2025 году преодолеть цифру в семь миллиардов долларов. 

lana_svetla@mail.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter