Ученые НАН создадут фотосепаратор для сортировки яблок

Шесть кузовов и одно шасси

ПРОШЛОГОДНЯЯ выставка «Белагро» стала большой площадкой для демонстрации самых последних достижений в области новинок сельхозтехники. Суперкомбайн, трактор на газе, самоходный пресс-подборщик лент льна, кормораздатчик с вертикальными шнеками, подборщик камней. Посетители увидели более трехсот моделей, среди которых как серийные машины, так и опытные. Ученые не останавливаются и продолжают работать над новыми. И обещают сделать их не хуже импортных, а по цене гораздо ниже. Чем еще нас удивят? 


ОТЛИЧАТЬ одно яблоко от другого сможет уже не только человек, но и умная машина. Первый образец технологической линии сортировки плодов должен появиться в июне этого года. По сравнению с импортными аналогами, которые сейчас используют фермеры, линия умеет определять не только размер и вес, но и качество плода после длительного хранения. Минимум ручного труда, а годовой экономический эффект 71 920 рублей. Планируется выпустить 12 таких линий. Разумеется, в конструкции не обошлось без элементов искусственного интеллекта.

Соисполнитель проекта — Объединенный институт проблем информатики НАН разработал фотосепаратор, который состоит из фотокамеры с объективом высокого разрешения. В секунду он делает 10—15 снимков вращающегося яблока. Блок управления решает, к какому сорту отнести. Заведующий лабораторией механизации возделывания плодово-ягодных и овощных культур, кандидат технических наук, доцент Антон Юрин пояснил: «Алгоритм и программа написаны. Работаем, чтобы запрограммировать блок управления на выявление внешних дефектов — распознавать подгнившие, с градобоинами, нажимами плоды. Все дефекты разные по размерам, и не так просто научить машину их четко видеть». 

По словам ученого, в межсезонье возникает проблема поставок яблок из наших хозяйств, а линия как раз предназначена для сортировки плодов длительного хранения. Причем для механизированного сбора урожая НПЦ уже разработал целую линейку техники. АСУ-6 позволяет частично механизировать и облегчить ручной труд. Сборщики срывают плоды, а система транспортеров на машине их подает дальше, что повышает производительность. Зимой АСУ-6 служит для обрезки деревьев. В хозяйства продали 8 таких машин. 

В лаборатории обработки почвы и посева предлагают новый подход к уборке ферм. Как сейчас их чистят у нас? Около 500 ферм используют дельта-скрепер. Транспортер снимает органику в канал, и дальше она поступает в лагуну, где накапливается, потом ее вывозят. Но, как показала практика, в большие морозы свои функции не выполняет. На фермах, где содержат поголовье на глубокой подстилке, используют для очистки бульдозеры. Удобрения вывозят из помещения и также складируют. Но дело это затратное и отнимает много времени. Да и пока органика попадет на поле. 

Именно поэтому в НПЦ разработали универсальную машину по удалению органики. Заведующий лабораторией обработки почвы и посева, кандидат технических наук, доцент Николай Лепешкин: «Идея пришла генеральному директору Сергею Яковчику. В хозяйстве Брестской области он увидел импортную технику для вывозки органики. Провели анализ, посмотрели, где подобные машины используют в Беларуси. Обсудили с руководителями хозяйств и учли высказанные недостатки в импортных аналогах при создании проекта отечественной машины». 

Недостаток импортного образца — он не работоспособен при наличии в органике соломы, травы. Николай Лепешкин: «Обосновали свою конструкцию с учетом возможностей завода. «Бобруйскагромаш» уже изготовил опытный образец. Основное отличие от импортного — работает на всех видах ферм, многофункциональный, может вывозить органику сразу в поле. Назвали АММ-10. Вместительность 10 кубометров. Не раньше чем через месяц отправится на испытания». 

По прогнозам ученых, использование агрегата снизит затраты по удалению органики из помещений на 565 рублей на одну голову в год. В расчете на все дойное поголовье страны экономический эффект 791 миллион рублей. 

Еще одна разработка — транспортно-технологические системы грузоподъемностью 15 и более тонн. Это универсальные двух- и трехосные шасси для выполнения семи видов сельхозработ: от внесения удобрений до раздачи кормосмесей. Сейчас ведутся научные работы по всем этим кузовам, и некоторые из них уже готовы. В прошлом году ученые закончили испытания по основной комплектации ПТ-15 — для перевозки сыпучих материалов. 

Опытный образец находится в ОАО «Вороновская сельхозтехника» для организации серийного производства. Грузоподъемность 15 тонн, что в два раза больше, чем у самосвала. Есть функция самовыгрузки. Заведующий лабораторией механизации заготовки кормов кандидат технических наук Иван Лабоцкий: «Рапс — это, считай, вода, плывучий и сыпучий. Здесь все герметично — не просыпается и не теряется. В грузовике уплотняют кузов, делают замазки, заклеивают».

Испытан и готовится для производства в Вороново ПТ-20 грузоподъемностью 20 тонн. Особенность машины в принудительном и пассивном подруливании. Прицеп движется след в след за трактором, за счет этого менее интенсивный износ шин, а на разворотах и поворотах меньше расход топлива. Стоимость 60 тысяч рублей, импортный аналог в 1,5 раза дороже. Гарантийный срок 2 года, срок эксплуатации 8—10 лет. 

Иван Лабоцкий: «Одно шасси и шесть видов кузовов, и не надо много прицепов. В хозяйствах более 40 тысяч колес, которые стоят на солнце, горят, коррозируют, а здесь круглый год будут работать».

КОММЕНТАРИЙ 

Гендиректор РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» Сергей ЯКОВЧИК:

— Создаем технику в первую очередь для себя, но с высоким экспортным потенциалом. По некоторым позициям она превосходит мировые аналоги. Западные образцы созданы без учета условий ведения сельского хозяйства в нашей стране. Знаем наши почвы, контурность полей, климат. Раньше мы не делали машин для уборки овощей, ягод, плодов. Сегодня они разработаны для сложнейших и трудоемких технологических процессов. Идем на унификацию, трансформеры. Чтобы наш производитель, приобретая машину, мог за короткий промежуток времени ее перестроить под необходимые работы. И мы как конструкторы можем быстро прямо в хозяйстве преобразовать и получить машину другого назначения. 

kovalev@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter