Шесть историй любви

В Большом долгожданная премьера - «Шесть танцев»

Сегодня в Большом долгожданная премьера. Три года назад в афише нашего театра появилась первая постановка одного из выдающихся хореографов современности Иржи Килиана «Шесть танцев». Постановщик всегда непременно настаивает на парном исполнении этого балета и «Маленькой смерти», в основе обоих музыка Моцарта. «Я создавал эти балеты свободной душой, в свободном духе. И это единственный путь, по которому можно идти в танце, — отмечал Килиан. — Подчеркиваю, что это не те постановки, к которым вы привыкли, где множество прыжков, пируэтов и других броских моментов. Это балет сдержанный, дистиллированный, высокой концентрации». И вот «Маленькая смерть» на сцене Большого! К сожалению, на первую белорусскую постановку хореограф из-за занятости приехать не смог. Не было его и при подготовке балета «для шести мужчин, шести женщин и шести рапир». Оба раза в нашем театре идеи Килиана воплощала в жизнь его ассистентка Ширли Эссенбум. Как шутит художественный руководитель балета Большого театра народный артист Беларуси Юрий Троян, эта хрупкая дама уже заслужила, чтобы ее взяли в штат. Но, отработав несколько дней в Минске, она торопится на постановку в другую страну. Перед премьерой хореограф согласилась ответить на несколько вопросов.


— Ширли, скажите, как заслужить доверие такого мастера как Килиан, чтобы он сделал вас своей правой рукой?

— Я шестнадцать лет танцевала в Нидерландском театре, в том числе очень много балетов Килиана. У Иржи несколько помощников, которые ставят его спектакли по всему миру, и все когда-то участвовали в его спектаклях. По-видимому, он выделяет тех, кто лучше других чувствует его стиль. И мне просто повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Можно сказать, что я — счастливчик.

Ширли ЭССЕНБУМ

— Вы объездили много стран, видели различные театры и труппы, что скажете про наш Большой?

— Я по-хорошему удивлена количеством спектаклей, которые дают здесь. Причем это всегда масштабные постановки типа «Баядерки», «Лебединого озера». Это требует очень хорошей подготовки артистов.

— Скажите, чем балет «Маленькая смерть» в исполнении артистов нашего театра будет отличаться от постановки, в которой танцевали вы?

— В каждой стране стремятся быть максимально близко к оригиналу. Но какие-то особенности все равно появляются. И прежде всего по причине индивидуальных особенностей каждого человека. В белорусском театре очень хорошая классическая подготовка, чего нет во многих других странах. Именно это и будет отличием вашего балета от других. Но в целом он будет очень похож на оригинал.

Я рада, что дирижировать будет Иван Костяхин, это прекрасный маэстро, мы с первой репетиции нашли общий язык.

— Были ли сложности в выборе артистов для этого балета?

— С труппой я хорошо знакома, с некоторыми ребятами мы по-настоящему подружились еще три года назад. Перед первой постановкой был сложный выбор, ведь у вас много достойных исполнителей. Но прежде всего я обращала внимание на стиль. Он основан на классическом исполнении, но там очень много движений из современной хореографии. В итоге выбрала тех, кто это лучше понимает. В новой постановке очень много артистов из «Шести танцев». К сожалению, за те три года, что я не была в Минске, оказалось, что некоторые, например, Людмила Кудрявцева, закончили свою карьеру. И сейчас некоторые из них стали репетиторами, очень помогают мне с постановкой. На освободившиеся места подобрали молодых артистов, которые очень быстро освоили стиль Килиана. Думаю, вы откроете для себя несколько новых имен. У нас два состава — двенадцать интересных пар. Получился очень красивый балет.

— Работы этого хореографа отличаются не только необычной хореографией, но и содержанием. Справляются ли наши артисты с актерской игрой?

— Три года назад, когда ставили «Шесть танцев», над этим нам пришлось немало поработать. Ведь в этих постановках действительно важно актерское мастерство. Но мне кажется, что ваши артисты поняли, чего мы от них хотели. И сейчас с этим нет проблем.


— Два балета по неполных двадцать минут — это совсем немного, чтобы полностью погрузиться в атмосферу, созданную выдающимся хореографом. Наши зрители и руководство театра мечтают о полноценном вечере Килиана. Какую еще постановку посоветуете нашему театру?

— Думаю, было бы хорошо поставить какой-нибудь балет с большим количеством людей. Но это не мне решать. Обычно Иржи, если у него есть время, сам приезжает перед постановкой. Думаю, что как-нибудь он все-таки доберется и до Минска, увидит всю труппу своими глазами, и с руководством театра вместе определится с новым спектаклем. Вечер Килиана — это хорошая идея, его постановки с успехом идут во всем мире.

— Кстати, а что он сказал про белорусский вариант «Шести танцев»?

— Ему очень понравилось. Никаких замечаний он не делал. Думаю, так будет и с «Маленькой смертью».

КСТАТИ

Балет «для шести мужчин, шести женщин и шести рапир» был создан Иржи Килианом в 1991 году специально для Зальцбургского фестиваля, где отмечалось 200-летие со дня смерти Вольфганга Амадея Моцарта. С тех пор эта постановка вошла в репертуары нескольких десятков различных театров мира. «Маленькая смерть» в Национальном академическом Большом театре оперы и балета — это первый подарок нашим зрителям к другому юбилею великого австрийского композитора — 260-летию со дня рождения.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...