«Шершни» оснащены телевизионной и тепловизионной камерами, могут вести воздушную разведку днем и ночью в любых погодных условиях на дальности до 5,5 км. Продолжительность полета — до 45 минут, максимальная высота — 1 километр. Кроме ручного и автоматизированного режимов управления, предусмотрены и автоматические — буквально на любой случай: взлет, посадка, выполнение полетного задания, а также действий в нештатных ситуациях, например, при отсутствии связи с системой управления. Несколько таких комплексов уже поставлены для нужд Госпогранкомитета и на 558–й авиаремонтный завод, где рассматривают возможность их серийного производства.
— Хотя мы и можем производить мелкие партии, главная наша задача — разработка пилотажно–навигационных комплексов для летательных аппаратов мультироторного (вертолетного) и самолетного типов и собственно беспилотных авиационных комплексов. Проводим научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы и на выходе имеем полный комплект рабочей конструкторской документации на изделие, а также опытный образец, — объясняет начальник бюро эксплуатации и применения БАК ООО «Аэросистема», кандидат военных наук Александр Гутковский.
В «Шершне» не более 30% импортных комплектующих — закупать приходится то, что не производится у нас в стране: моторы, винты, аккумуляторные батареи и электронные комплектующие. В остальном в приоритете белорусские производители. Основное преимущество комплекса в том, что эта серьезная техника позволяет решать любые специфические задачи, необходимые заказчику. На беспилотники можно устанавливать разные виды полезной нагрузки, кроме видеокамер: любые датчики, сенсоры, например, радиационные или газоанализаторы.
— Конкурировать с массовым производителем, с Китаем, мы не можем, но это и незачем. У нас другая ниша. Мы ориентируемся на особенные требования заказчика и в состоянии разрабатывать специфические алгоритмы управления летательным аппаратом. А потом поддерживаем свои разработки, несем гарантийные обязательства. Скажем, покупая беспилотники извне, мы не знаем, какие алгоритмы там работают, как все устроено. А зарубежный производитель сегодня с вами работает, а завтра нет. Поэтому и есть смысл поддерживать именно своих разработчиков, а не вливать средства в иностранных, — считает Александр Гутковский.
Сейчас «Шершни» больше востребованы в силовых структурах, предъявляющих серьезные требования по защите средств связи летательного аппарата со станцией управления. Однако беспилотники, интерес к которым с каждым годом растет, способны проявить себя во многих областях — сельском и коммунальном хозяйствах, энергетике. Например, их можно использовать для анализа состояния линий электропередачи, газо– и нефтетрубопроводов, дорог, лесных и сельскохозяйственных угодий.