Шершавым языком плаката

Выставка, посвященная советской графике, открылась в Минске

В ГОД столетия революционных событий 1917 года Национальный исторический музей Беларуси в одном из своих филиалов - Доме-музее I съезда РСДРП - открыл выставку "Советский плакат". Корреспондент "СОЮЗа" пригласила искусствоведа Елену Атрахович прогуляться по выставке.

Экскурсия в мир плаката представляет собой увлекательное путешествие во времени

- Елена Игоревна, с чем я столкнулась, когда готовилась к этой выставке: в Минске совсем немного специалистов, кто думает о теме плакатов, занимается этим. Так ли это?

- Плакат сегодня рассматривается исследователями как достаточно узкая, автономная сфера креативной деятельности. Возможно, поэтому специалисты не замыкаются только на искусстве плаката, а рассматривают его в контексте более широком. Да и у дизайнеров сегодня нет узкой специализации, которая имела место в советский период. Те, кто позиционирует себя как дизайнеры-графики, как правило, не ограничиваются только созданием плакатов. Это естественный ход событий, поскольку появление новых технологий обусловило формирование новых объектов - сайты, баннеры, интернет-презентации. Но, заметьте, все они обладают чертами плаката.

- Первое мое впечатление от выставки - эти афиши еще слишком "горячие", не так много времени прошло, чтобы можно было воспринимать их отстраненно от нашей теперешней жизни.

- Пожалуй, могу поспорить. Плакат как носитель информации устаревает очень быстро. Это искусство одного дня. Его образный язык - это речь оратора на митинге. Он, если можно так сказать, впечатывает идею в нашу память и должен сделать это мгновенно. Запоминаемость и злободневность - вот критерии эффективного плаката. А это значит, что и осмыслить его можно быстрее, чем любое другое искусство. "Горячим", как вы образно сказали, плакат может быть только здесь и сейчас. Ну а если от момента создания того или иного плаката прошел не один десяток лет, мы его воспринимаем как некий документ, свидетельство эпохи, и эмоции наши будут совсем другими.

- Мне посчастливилось совсем недавно видеть в театре Фоменко в Москве выставку работ Эрика Булатова. Можно сказать, что этот художник сделал карьеру на Западе, используя в основе своих работ символы советского плаката. Кто из наших художников, на ваш взгляд, талантливо "эксплуатирует" эту тему?

- Мне не очень нравится термин "эксплуатирует". Это как-то обедняет идею художника. Я бы сказала иначе: "Трансформирует известную тему в новом контексте".

- Слишком завернуто...

- Но все дело в том, что плакат - это искусство парадокса. Взять некий символ и поместить его в неожиданный контекст - рождается новый смысл. Так плакатист помогает зрителю выйти из круга устоявшихся представлений и увидеть в уже привычном нечто совсем новое. Великолепным примером в этом отношении являются плакаты Владимира Цеслера. Его плакат - это острая интеллектуальная игра. А еще я очень люблю плакатные листы, созданные Юрием Тореевым. Этот художник - эстет, он любуется линией, формой, его плакаты запоминаются, он ничего не навязывает зрителю, он сам так видит, так смотрит на мир.

- Как известно, даже к "Черному квадрату" Малевича нужно прийти подготовленным. Любопытно, что вы посоветуете знать зрителю, который появится в эти дни в музее I съезда РСДРП и станет перед вот этим плакатом "Земля-воля", например. Или "Октябрь шагает по планете"?

- Да, вы правы, действительно восприятие - не такой простой процесс. Существует так называемый кумулятивный эффект, когда впечатления накапливаются и формируется, как говорят искусствоведы, насмотренность. Вместе с тем экскурсия в мир плаката представляет собой увлекательное путешествие во времени: мы видим, как меняются образы, темы, стили. "Земля-воля" - работа раннего советского периода, это особый вид плаката. Он еще близок к книжной графике по стилю и языку, повествователен. Вместе с тем в нем запечатлены образы той бурной эпохи, требующие языка динамичного, ясного и четкого. А вот плакаты 60-80-х годов прошлого века ближе нам, сегодняшним, по образному строю, по своей стилистике. Они настраивают на неспешное восприятие, что, кстати, тоже несет в себе некое противоречие, ведь образ плаката рассчитан на восприятие мгновенное...

viki@sb.by

Автор фото: Павел ЧУЙКО
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?