Рост экспорта на 15 процентов, реализация новых инвестпроектов и оживление рынков сбыта: в «Беллегпроме» рассказали о том, что позволяет отрасли оставаться конкурентоспособной

Шьем валютными стежками

Легкая промышленность, как, впрочем, и многие другие отрасли экономики, на себе испытала все трудности пандемии: закрытые рынки, падение внутреннего спроса, рост складских запасов. Однако своевременная переориентация предприятий на выпуск масок, бахил и медицинских костюмов, на которые резко вырос спрос, гибкая стратегия продвижения продукции на рынках позволили предприятиям не только выжить в непростом 2020-м, но и заработать прибыль. Сегодня время диктует новые вызовы, а рынок корректирует правила игры. О том, как адаптируется к ним отрасль, накануне профессионального праздника — Дня работников легкой промышленности — «Р» рассказала председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина.

При производстве галантерейных товаров учитываются последние тенденции моды.

Рынки приходят в движение

— Татьяна Алексеевна, по ключевым экономическим показателям видно, что легкая промышленность уверенно пошла в рост. За четыре месяца экспорт продукции вырос на 15 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, почти на 13 — выручка от реализации товаров, более чем на 16 процентов — прибыль, предприятия имеют в среднем рентабельность в 10 процентов. Отрасль уже восстановилась после пандемии?

— Если сравнить с показателями доковидного 2019 года, нельзя сказать, что легкая промышленность восстановилась на 100 процентов. Тому есть объективные причины. Мировые рынки просыпаются очень медленно. Сегодня не восстановились полностью рынки Евросоюза, США, Турции, куда мы до 2020 года поставляли достаточно солидные объемы продукции, особенно льняных тканей и домашнего текстиля с содержанием льна. Это недешевые товары, относящиеся к сегменту премиум-класса и приносящие производителям хороший доход. Но из-за распространения ковида, карантинных мер просел ресторанный и гостиничный бизнес, люди стали меньше обновлять гардероб. Хоть я и не могу сказать, что мы испытываем большие трудности с продажами на внешнем рынке, но хотелось бы больших объемов. С другой стороны, то, что рынки начинают оживать, наши предприятия уже почувствовали. За четыре месяца почти на 22 процента выросли продажи в страны ЕС, на 16,5 процента — в Россию, на 43 — в Кыргызстан. Экспорт концерна за четыре месяца составил более 142 миллионов долларов. Перспективным считаем и китайский рынок, достаточно емкий по потреблению кожевенных товаров, льняных тканей. Динамикой поставок туда пока не можем похвастаться, но продолжаем его осваивать. Выставляем образцы продукции, ищем дилеров.

Татьяна Лугина: «Спрос на продукцию кожевенных заводов в этом году вырос».

— На рынке товаров легкой промышленности конкуренция достаточно жесткая. Как продвигаете свою продукцию?

— Чтобы убедить покупателя, надо показать либо качественные, либо ценовые преимущества. Поскольку демпинговать мы не можем, как это делают некоторые конкуренты, упор делаем на качество. Кроме того, в последнее время большое значение придаем имиджевой составляющей. Каждый бренд должен иметь индивидуальную историю, благодаря которой может заинтересовать покупателя.

Чтобы конкурировать на рынке, надо проявлять гибкость, четко отслеживая происходящие там процессы. Скажем, с января заметно подорожала логистика доставки товаров из Китая. К тому же правительство этой страны мотивирует промышленников уходить из легпрома в наукоемкие отрасли, поощряя это льготными кредитами. Изготовление одежды масс-маркета постепенно уходит в Индонезию, Бангладеш, Пакистан, где много, дешево, а по качеству — как получится. В то же время европейский рынок хочет видеть качественную одежду, особенно в деловом сегменте — костюмно-плательная группа, пальтовая. Наши швейники видят эту нишу и формируют портфель заказов на ЕС по процессингу. Это позволяет иметь оборотные деньги и зарабатывать.

Передел рынков актуален для легкой промышленности. Главное — вовремя сориентироваться, где высвобождается ниша, и постараться занять ее. Тенденции на рынке таковы, что изделия из натуральных материалов будут дорожать. К примеру, с прошлого лета на 25 процентов вырос в цене хлопок. Такая же тенденция, по оценке мировых аналитиков, по льну, шерсти на ближайшие лет десять. Масс-маркет полностью уйдет в искусственные материалы. Такой тренд потребления мы наблюдаем по обуви в последние пять лет. Грамотные маркетинговые ходы производителей убеждают покупателя приобретать обувь из экокожи, которую в Китае научились делать так, что искусственный материал визуально не отличишь от натурального. Другое дело, что жители нашей страны приучены к качественной одежде и обуви из натурального сырья. В концерне нет предприятий, изготавливающих обувь из ПВХ-материалов. Невзирая на мировую тенденцию дешевой и быстро меняющейся моды, наши предприятия все равно будут делать упор на качественное и натуральное сырье. А чтобы цена оставалась конкурентной, обувщики, например, удешевляют продукцию разными способами обработки, делая верх изделия не из гладкой кожи, а, к примеру, из спилка. Да, у нас дороже, но мы гарантируем качество каждой единицы товара. Это наша сильная сторона. Вы знаете, что обычные детские сандалии, вид которых почти не изменился с советских времен, пользуются устойчивым спросом на американском рынке? За океаном потребители оценили качество и комфорт этой детской обуви. Ортопедическая стелька, натуральная кожа, удобный ремешок, мягкий носок — в такой обуви малыш без проблем может находиться весь день.

— Подводя итоги работы предприятий концерна за первый квартал, вы отметили актуальность задачи по разгрузке складов. Насколько велики запасы и как собираетесь реализовывать эту продукцию?

— Если обратиться к статистике, то за четыре месяца удалось снизить запасы на 8,4 процентного пункта к среднемесячному объему производства. Ожидаем, что по итогам полугодия эти цифры существенно изменятся в сторону уменьшения.

Несмотря на просевший рынок, Оршанский льнокомбинат не наращивает прирост остатков продукции. В этом году предприятие сколько производит, столько и продает. Запасов продукции по всему концерну сейчас примерно на 500 миллионов рублей. Эта цифра увеличивается и уменьшается в зависимости от сезонных колебаний. Многие фабрики накапливают продукцию, чтобы иметь на складах нужный ассортимент. Сейчас, например, предприятия готовятся к началу нового учебного года и к осенне-зимнему сезону. Обувщики провели инвентаризацию сезона 2021—2022-го и сейчас изготавливают зимние модели. К слову, минувшая зима была на их стороне, позволив отчасти распродать продукцию, выпущенную в 2019 году, но нереализованную из-за теплой погоды. Тем не менее рынок обуви пока не восстановил объемы доковидного периода, хотя потребление кожи уже растет. За пять месяцев все кожзаводы показывают положительную динамику.

За счет пошива масок многие предприятия легпрома получили хорошую прибыль.

Деньги под маской

— Татьяна Алексеевна, приходилось слышать, что в непростом 2020-м экономику легкой промышленности поддержали… маски.

— Да, это так. Хотя защитные маски для нас — нетрадиционная ассортиментная группа. До 2020 года их в небольшом объеме выпускало ОАО «Лента». А с марта 2020-го потребность в масках выросла многократно. Когда Президент дал поручение шить 2 млн масок в день, мы задействовали все 54 промышленных предприятия. Маски шили даже галантерейщики. Работа шла практически семь дней в неделю. Но максимально концерн мог выпустить в день 1,2 млн масок. Тогда на помощь пришли областные власти. Спасибо губернаторам, к шитью масок подключили все имеющиеся в стране предприятия легкой промышленности, а их около 2000. К изготовлению марлевой ткани помимо ОАО «Лента» и барановичского «Блакіта» привлекли ОАО «Моготекс» и Оршанский льнокомбинат. Общими усилиями вышли на выпуск 2,3 млн масок в сутки, за два месяца решив проблему насыщения рынка. Изготовители к делу подошли творчески: помимо марлевых, появились трикотажные, тканевые маски — некоторые с креативным дизайном. Позже компания из Могилева приобрела автомат по изготовлению масок мощностью 1,5 млн штук изделий в день, и необходимость шить их в прежнем объеме отпала. Но появилась потребность в медицинских костюмах и бахилах — заказы поступали от предприятий «Белфармация» и «Медтехника». Эта интенсивная работа позволила швейным предприятиям, годами не видевшим прибыль, заработать хорошие деньги. На некоторых существенно выросла зарплата.

Наши предприятия производят ткани с различными потребительскими качествами.

 Оденут с иголочки

— Модернизация предприятий «Беллегпрома» идет преимущественно за счет кредитов, бюджетных и собственных средств. А проявляют ли интерес к отрасли инвесторы?

— С 2017 по 2020 год мы осуществляли 12 инновационных проектов. Реализация семи из них закончится в ближайшие два-три года. Ключевым я бы назвала проект на «Моготексе», где было смонтировано оборудование по производству тканей с новыми потребительскими свойствами — ламинированных, обладающих негорючестью, с водоотталкивающими эффектами. Проект обошелся в 73 миллиона рублей, линия уже вышла на проектную мощность. Технический текстиль будет востребован при пошиве спецодежды — для армии, МЧС. Выпуск продукции с новыми потребительскими свойствами осваивает и «Камволь»: это многокомпонентные ткани, в составе которых, к примеру, шерсть, лен и полиэфир или шерсть, лен и полиамид. Такие «миксы» востребованы рынком из-за выгодного соотношения цены и потребительских свойств: ткань не вытирается, комфортна в носке.

Изделия из натурального льна в гардеробе никогда не бывают лишними.
Реализуются два проекта в трикотажной отрасли: на пинской фабрике «Полесье» и на Слонимской камвольно-прядильной фабрике. К примеру, на «Полесье» это организация технологической цепочки по производству многокомпонентных пряж с вложением полиэфирных волокон. Приобретено семь плосковязальных машин, позволяющих выпускать трикотажные полотна с уточной нитью, которая не позволяет изделиям растягиваться. Такой трикотаж годится, к примеру, для изготовления летнего пальто. На постсоветском пространстве подобного оборудования нет, поэтому мы рассчитываем, что новый ассортимент пинской фабрики будет пользоваться спросом.

7,5 миллиона рублей вложено в слонимскую фабрику. Для небольшого райцентра она является, можно сказать, градообразующим предприятием — там трудятся 625 человек. После того как в июле — августе на фабрике установят красильные аппараты, более разнообразным станет ассортимент, вырастет качество.

В привлечении инвестиций извне в первую очередь нуждаются предприятия, оказавшиеся в сложной ситуации. Например, пинское ОАО «Искож» — сейчас оно в процедуре санации. Ищем инвестора, готового вложить деньги в развитие производственных цепочек по выпуску искусственной кожи. Емкость белорусского рынка недостаточна для этой продукции, а для российского рынка проект будет интересным. Соответствующие предложения уже сделаны. Потенциальные инвесторы в ближайшее время намерены знакомиться с фабрикой.

Вложить деньги в перспективные проекты мы предлагаем и предприятиям концерна. Достаточно эффективной оказалось реорганизация ОАО «Брестские ковры». Долгие годы государство подставляло предприятию плечо, выдавало кредиты даже тогда, когда оно находилось в стадии санации. Но на ритмичную работу «Брестские ковры» так и не вышли. Покупкой его имущественным комплексом заинтересовался бельгийский инвестор. Однако в итоге предприятие с помощью Белинвестбанка выкупило ОАО «Витебские ковры». Год, прошедший после сделки, показал эффективность данного решения: сохранены профессиональные кадры, расширился ассортимент, выросла зарплата, а в Беларуси появился своего рода ковровый холдинг. Предприятия не конкурируют друг с другом, а вместе продвигают на рынке свою продукцию.


— Пройдет месяц-другой, и семьи начнут готовиться к началу нового учебного года. Что предложат им предприятия концерна?

— У нас разработан собственный каталог одежды школьников на сезон 2021—2022 года. С ним можно ознакомиться на нашем сайте. В ближайшие две недели планируется встреча с представителями торговых организаций, чтобы еще раз уточнить объемы, размерный ряд и ассортиментные группы. Речь не только о деловых костюмах, но и о спортивной одежде, обуви.

Будут предложены как новые коллекции, так и модели из прошлогодних, пользовавшихся популярностью. К примеру, Жлобинская швейная фабрика изготовила в минувшем году пробную коллекцию для детей младшего и среднего школьного возраста из ткани ОАО «Камволь» в красно-синюю клетку. Продалась на ура! Покупатели оценили качество и дизайн. Несмотря на то, что сейчас все большим спросом пользуется школьная одежда из трикотажа — недорого и комфортно. Тем не менее изделия из тканей с применением шерсти — это всегда стильный и безупречный вариант. А если еще и дизайн на уровне, то такое изделие родители купят с удовольствием.


— Может, надо активнее привлекать к сотрудничеству креативных дизайнеров? Ведь в стране немало талантливой молодежи.

— У нас, безусловно, есть опыт сотрудничества со сторонними дизайнерами — проекты по созданию формы для наших олимпийцев, аутентичных белорусских платков со студентами и выпускниками Академии искусств. Сотрудничаем мы со студентами и других профильных учебных заведений. Но те, кто привык работать с мелкими коллекциями одежды, не всегда готовы «перенести» свои идеи на масштабы крупного производства.

Что касается поддержки молодых дизайнеров, концерн «Беллегпром» — многолетний партнер республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды», который открывает новые имена белорусской фэшн-индустрии. Мы предлагаем участникам стажировки на наших предприятиях, обязательно дарим им нашу продукцию с тем чтобы потом увидеть наши ткани в подиумных коллекциях.

К слову, на наших предприятиях работают «выпускники» «Мельницы моды» — например, Михаил Мытник, дизайнер ОАО «Свитанок» г. Жодино, Антон Ярощик — ведущий дизайнер «Центра моды», на «Конте» трудится Александра Лаховец. Многие из ребят, прошедших в рамках проекта стажировку на предприятиях «Беллегпрома», сегодня заняты в частных компаниях, но остались верны отрасли легкой промышленности.

Прекрасный пример коллаборации внутри концерна — коллекция «Позiрк»: создана руководителем дизайн-центра «Камволь», членом Белорусского союза дизайнеров Эльвирой Жвиковой из тканей Оршанского льнокомбината, она демонстрировалась на празднике «Александрия собирает друзей», льняную коллекцию «Варажэя» Антона Ярощика в прошлом году видели зрители «Славянского базара». В этом году мы также готовим показы от наших дизайнеров в рамках масштабных республиканских проектов. Будет это только лен или удивим чем-то еще — пусть пока останется загадкой. Примером удачного партнерства является «Тренд-парк» в одном из торговых центров Минска, где наряду с коллекцией молодых дизайнеров и небольших предприятий, шьющих мелкие партии одежды, представлен наш «Камволь». Такое сотрудничество будет продолжаться. Рынку всегда требуется модная, качественно изготовленная одежда, и наши предприятия уже доказали, что в этом деле знают толк.

khlystun@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter