Шелковый путь

Всего два месяца прошло после исторического заседания ученых и промышленников, когда было объявлено...

Всего два месяца прошло после исторического заседания ученых и промышленников, когда было объявлено о создании рабочей группы по возрождению слуцких поясов. Инициатива восстановления производства одного из символов нашей культуры принадлежит Президенту. И уже имеется результат замечательного начинания. Собрана научная база, обследованы фабрики страны, чтобы понять, как скоро мы сможем начать ткать аксессуары. Ответ есть: первый слуцкий пояс может сойти со станка к концу года.


Технология на грани фантастики


В XVIII — XIX веках слуцкие пояса ткали вручную. Двое мастеров в год изготавливали не более 6 изделий. Один прокладывал тончайшую шелковую нить, другой — золотую или серебряную. В центре пояса они перекрещивались и каждая возвращалась в свою сторону. Современные станки так не работают. Поэтому Управлением делами Президента перед Витебским государственным технологическим университетом была поставлена задача возродить технологию производства поясов. Естественно, с учетом современных реалий. По словам Галины Казарновской, заведующей кафедрой дизайна ВГТУ, теоретически задача решена. С сырьем определились. Сейчас проводится тендер по закупке оборудования. А в конце июня появится главный документ — собственно технология, подробно описывающая процессы возрождаемого производства.


— Впервые оригинальный пояс, изготовленный в XIX веке, я увидела в апреле нынешнего года в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора при НАН, — признается Галина Васильевна. — Это фантастика! Самое сложное изделие, с которым приходилось сталкиваться за многолетнюю практику. Только когда взяла его в руки и исследовала, определила, по какой технологии оно изготовлено. Не ошибусь, если предположу, что и сегодня изделие такого рода попадет в разряд самых ярких промышленных тайн и загадок. Естественно, технологию его производства потребуется запатентовать.


Пояс, который исследовали витебские технологи, изготовлен из шелковых и золотых нитей. Золотые нити делают в Курске. Стоимость 300 метров — более 160 тысяч российских рублей. В одном поясе их нужно 700 метров! Если, конечно, речь идет об изделии представительского класса. Если же это будет сувенир для туристов, вместо шелка можно использовать лен, хлопок, шерсть. Или даже полиэфир и вискозу. Вместо золота — люрекс. Это сделает пояса максимально доступными по цене.


— Одна из немецких фирм предложила изготовить для нас уникальный челночный станок, — продолжает знакомить меня с технологическими нюансами Галина Казарновская. — Управлять им будет компьютер. Дополнит станок новейшая швейцарская жаккардовая машина, которую мы используем для изготовления узора.


Однако даже в век компьютеров без ручного труда не обойтись. Это, естественно, коснется только точных копий поясов. По словам технологов, лишь специалист сможет отличить их от оригиналов, изготовленных на Слуцкой мануфактуре выдающимися белорусскими мастерами.


Поиски идеала для подражания


Большая часть редких произведений нашего национального декоративно–прикладного искусства находится за границей: нужно составить их полный каталог, заново обследовав музеи Москвы, Санкт–Петербурга, Вильнюса, Каунаса, Львова, Варшавы, Кракова, Лиона.


После составления каталога всех известных поясов (а для этого придется «внедриться» и в частные коллекции) можно будет сказать, какой из них — идеал для подражания, который станет базовым образцом при воссоздании аксессуара в наше время. В этом убежден завотделом древнебелорусского искусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Борис Лазуко:


— Во время заседаний рабочей группы во главе с управляющим делами Президента Николаем Корбутом многие эксперты говорили о том, что никто нас не должен потом упрекнуть в том, что сделано «не то» или несоответствующее аутентичным поясам. Мы должны положить рядышком оригинал и копию, чтобы даже специалист сказал: один в один, сходство потрясающее.


Цена вопроса


Известно точно: слуцкие пояса — это разновидность жаккардовой ткани, названной по фамилии французского изобретателя ткацкого стана для узорчатых материй Жаккара. Сейчас, например, такие ткани выпускают на могилевском предприятии «Моготекс».


На Слуцкой фабрике художественных изделий (РУП «Слуцкие пояса»), которая может стать базой для возрождения производства аутентичных вещей, вот уже полвека ткут сувениры, напоминающие знаменитые пояса. Стоимость одного такого — 400 — 600 тысяч рублей. Покупают по 2 штуки в месяц. Цена кусается, а продукт весьма далек от оригинала — это не более чем стилизация.


Директор фабрики Лариса Тарасова пока не получала информации о том, что именно на ее предприятии будут возрождать древнюю технологию: «Однако мы готовы начать работать, когда получим такое задание и четкие разработки ученых».


Мода прошлого для будущего


Открытым остается вопрос, что дальше делать с поясами, которые сойдут с конвейера? Не только ведь вешать на стену вместо картин и складывать в шкафу. Я поинтересовался у Бориса Лазуко, какая одежда «прилагалась» к поясам. Он уточнил:


— Это пояса прилагались к одежде — так называемому кунтушовому наряду, который носили шляхтичи. Такой костюм состоял из жупана — пиджака, одетого на рубашку и подпоясанного поясом. Наверх набрасывался кунтуш, или делия — верхняя одежда с длинными рукавами. К комплекту прилагалась шапка с меховой оторочкой, называвшаяся баторовкой по имени короля Стефана Батория (она могла быть украшена пером). На ногах должны были быть сапоги с высокими голенищами и четко выраженным каблуком.


Станет ли современный человек носить такой наряд? По мнению Бориса Лазуко, традиционный шляхетский костюм может быть воссоздан для представительских нужд и особых торжественных случаев. Например, в старинных одеждах могла бы встречать глав иностранных государств в Национальном аэропорту «Минск» специальная «варта», она же могла бы украшать своим видом важные государственные мероприятия. В России, например, в церемониях для высокопоставленных лиц участвуют военные в гусарских костюмах начала XIX века. Наш кунтушовый наряд смотрелся бы еще эффектнее и величественнее, уверен искусствовед Лазуко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter