Шелест книжных страниц не сравнить с электронным дисплеем. Но…

Одна моя знакомая всерьез обеспокоена тем, что ее восьмилетний сын слишком много времени проводит у компьютера. Она постоянно напоминает ребенку о вреде заманчивых компьютерных игр для зрения, но тот всякий раз приводит веский контраргумент: друзья-то играют.

Компьютеризация активно ведется в школах. С одной стороны, это замечательно — нужно идти в ногу со стремительно меняющейся жизнью. С другой… Все ли новшества необходимо вводить, не взвесив их достоинства и недостатки?

Озвученную недавно идею Министерства образования Беларуси о замене традиционных школьных учебников на электронные планшеты многие родители учеников и педагоги воспринимают с настороженностью. На мой взгляд,  это вполне оправданно, и речь не только о возможном вреде для здоровья так называемых ридеров. Общаясь с людьми, пользующимися ими, мне довелось услышать не только положительные отзывы, но и несомненные минусы.

— Современные модели электронных планшетов очень компактны и весят не более 200 граммов, — говорит студент 5-го курса филологического факультета Брестского госуниверситета им. А. С. Пушкина Александр Степанюк. — Они отличаются экономным энергопотреблением, некоторые оснащены речевыми синтезаторами. С планшета можно не только читать, но и делать пометки, просматривать фотографии, таблицы, видео и выполнять другие операции. Но книгам, учебникам они не стали и наверняка не станут равноценной заменой. К примеру, когда я читаю литературное произведение, при необходимости вспомнить какой-то момент, обратить внимание на сноску достаточно перелистнуть страницы, и вопрос, как говорится, решен. В ридере совершать такие действия очень неудобно, а порой и невозможно. Ну и главное:  чтение с книжной страницы — живой и неповторимый процесс, который не заменят никакие технические новинки.

На мой взгляд, с таким мнением нельзя не согласиться. Вспоминаю свои студенческие годы и незабываемые лекции доцента кафедры русской литературы Брестского госуниверситета Юрия Васильевича Потолкова, который призывал нас внимательно, вдумчиво читать книги, слушать шелест их страниц, словно разговаривая с автором.

Не буду заострять внимание на технической стороне вопроса. Хотя здесь много проблем: и воздействие на детский организм исходящего от аппарата излучения, и негативное влияние на зрение, и возможные поломки, и многое другое.

Вероятно, вначале следовало бы подумать о своеобразном совмещении учебника, книги и электронного планшета в школьном образовании. А пока все, похоже, идет по принципу: чья возьмет?

Александр КУРЕЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter