Шелест бумаг в Катином бору

Вообще-то, бизнесмены – люди стойкие, могут держать удары судьбы с невозмутимым лицом. Но в этот день многие переживали: в свободную экономическую зону «Брест» мы прибыли вскоре после правительственного совещания с администрациями белорусских СЭЗ.

Вообще-то, бизнесмены – люди стойкие, могут держать удары судьбы с невозмутимым лицом. Но в этот день многие переживали: в свободную экономическую зону «Брест» мы прибыли вскоре после правительственного совещания с администрациями белорусских СЭЗ. Темой разговора были изменения в порядке работы зон, которые согласно Указу Президента № 262 начинают действовать с 1 октября. В частности, появились новые пункты, касающиеся производителей импортозамещающей продукции...

Лет 10 назад Катин Бор мог стать символом погибшей индустриализации. Корпуса неработающих предприятий окружали прогалины пустырей и свалок. Сегодня он стал промышленным сердцем города над Бугом благодаря свободной экономической зоне. Юридически СЭЗ «Брест» образовалась в 1996 году. Тогда прилавки наших магазинов либо пустовали, либо заваливались импортными товарами, большинство из которых доставлялись в баулах «челноков». Брестчане вспоминают: настоящего шоколада было днем с огнем не найти, только польская сладкая плитка в «комках». Не легче было и с рыбой: тащили ее контрабандой из Польши. Естественно, и цена зашкаливала: каждому перекупщику — свой «процентик».

Первая в стране СЭЗ «Брест» имела значение не столько экономическое, сколько социальное. Правительство всеми силами старалось привлечь предпринимателей к производству товаров народного потребления. Поэтому первоначальные условия регистрации сделали «шоколадными»: минимум условий и ограничений. СЭЗ «Брест» росла на глазах и сейчас насчитывает около сотни резидентов.

Правда, правила игры для каждого «поколения» предприятий менялись. Экономика страны постепенно выходила из кризиса. Некоторых стали квотировать при поставке товаров на внутренний рынок. У одних ограничение 10 процентов от общего производства, у других – 30. Словом, получилась законодательная разноголосица. Нынче вопросы деятельности СЭЗ и подвел под единый знаменатель указ Президента. В принципе, инициативу главы государства брестские предприниматели поддержали. Работать по унифицированной системе проще. Но много вопросов возникло по поводу подзаконных актов, принятых в связи с указом. В частности, дискуссии вызвали изменения в перечне продукции, которая считается импортозамещающей.

Дело в том, что резиденты СЭЗ имеют различные налоговые и другие экономические льготы при производстве товаров на экспорт. Но при поставках на внутренний рынок они сохраняются только для продукции, которая не производится другими предприятиями Беларуси. Такой подход вполне оправдан. Вспомним один из основных постулатов ВТО: для всех равные условия.

С этим согласны все: и правительство, и администрация СЭЗ, и предприниматели. Некоторые разногласия возникли с трактовкой определения импортозамещающей продукции. В конце сентября из этого списка исчезло немало товаров, которые, казалось бы, там останутся и при самом строгом подходе. Например, компанию «СТиМ» лишили льгот при продаже в Беларуси разметочной краски. Причины? Ведь сегодня на ней никто больше не специализируется. Оказалось, выпускать-то никто не выпускает, но теоретически могут. Лакокрасочных заводов в стране предостаточно. Могут, но почему до сих пор не делали? Вопрос риторический.

— Сейчас на изделия СП «Санта Бремор» на белорусском рынке приходится около 70 процентов пресервов, — говорит Александр Мошенский, один из соучредителей компании. – По этой позиции нас вычеркнули из списка импортозамещающих товаров. Значит, для белорусов наша продукция подорожает, потеряет в конкурентоспособности. Тем временем в Украине ввели серьезные льготы для рыбопереработчиков, превратив страну в сплошную СЭЗ. Строятся несколько крупных предприятий в Калининграде.

Конечно, в Беларуси есть и другие производители сельди, но их мощностей объективно не хватит, чтобы удовлетворить спрос. «Санта Бремор» ежемесячно производит 1,5 тысячи тонн пресервов, в то время как крупнейшие конкуренты в СНГ с трудом приближаются к 0,5 тысячи тонн. А свято место пусто не бывает, и белорусскую нишу с удовольствием займут иностранцы.

— Не совсем правильно оценивать теоретических конкурентов, — считает Дмитрий Черненко, генеральный директор компании «СТиМ». – Если кто-то всего лишь может производить краску для разметки, то, значит, наша не замещает импорт? С таким подходом можно любой товар вычеркнуть из списка.

Впрочем, радует одно: список импортозамещающих товаров еще окончательно не утвержден. Некоторым резидентам СЭЗ дали время найти дополнительные аргументы в пользу своей продукции. Остается надеяться на более взвешенный подход. Ибо СЭЗ не просто территория льгот, это – экономический и инвестиционный потенциал страны.

Только за 1-е полугодие в СЭЗ «Брест» поступило более 23 миллионов долларов иностранных инвестиций. А всего привлечено свыше 92 миллиардов рублей. На долю СЭЗ приходится четверть экспорта области, но при этом сохраняется отрицательное внешнеторговое сальдо. Почему? Владельцы активно завозят на свои заводы оборудование и новые технологии, расширяя производство. При чем тут государственный интерес, если все резиденты зоны – частные? Но налоги-то они платят в наш бюджет. В том числе и с экспорта. И, кстати, немалые: только за 1-е полугодие почти 32,5 миллиарда рублей. Плюс создали в области более 13 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Средняя зарплата по СЭЗ почти на треть выше, чем по Бресту, городу не бедному.

Есть и еще один момент. Бизнесмены согласны: защищать внутренний рынок, поддерживая конкуренцию, необходимо, но надо выполнять и стабильные условия, на которых привлекались инвестиции. Ведь мировой опыт СЭЗ говорит: первые 10—15 лет в зону приходит мелкий и средний капитал, разведывает ее надежность, а потом устремляются крупные компании. Сейчас к Бресту проявили интерес уже несколько корпораций. Правовая нестабильность может отпугнуть «весомых» инвесторов.

Хочется надеяться, что подзаконные акты не испортят картину хорошего законодательства, улучшенную указом Президента, считают брестские коммерсанты. А юридические проблемы необходимо разрешать красиво, учитывая специфику предприятий, иногда искать какие-то нестандартные подходы и решения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter