Шел в прорыв батальон

60 лет назад в этот день советские войска в тяжелых боях взяли Рогачев.
60 лет назад в этот день советские войска в тяжелых боях взяли Рогачев. Тогда же произошел редкий для тех времен прецедент. После освобождения белорусского города генерал Горбатов досрочно реабилитировал участвовавший в операции штрафной батальон - более 800 человек. Факт действительно уникальный и говорит о многом. Поскольку общеизвестно: во время войны штрафники могли "искупить вину перед Родиной", только если получили ранение, отличились особой храбростью и мужеством в боях, отбыли положенный срок или же погибли...

Свидетелем и непосредственным участником тех кровавых событий был 20-летний лейтенант Александр Пыльцын - командир взвода того самого штрафбата 1-го Белорусского фронта. Сегодня, спустя 60 лет, он гостит в Беларуси, приехав из Санкт-Петербурга по приглашению рогачевцев на праздник освобождения.

"Я оказался в штрафбате после окончания военного училища в конце 1943 года, - рассказывает генерал-майор Александр Васильевич Пыльцын. - Такое назначение поразило меня. "За что?" - спрашивал я у комиссии. А мне отвечали: "Не "за что", а "зачем"!" И потом объясняли: "Затем, чтобы помогать подчиненным искупать вину перед Родиной".

Кто были мои подчиненные? Опытные офицеры - и капитаны, и майоры, и подполковники. Одни из них угодили в штрафбат по приказу за нарушение дисциплины или по приговору трибунала за какие-либо преступления. Другие - находясь в оккупации, провинились в том, что не участвовали в партизанском движении. Третьи - бежали из немецкого плена и столкнулись с тотальным недоверием. Это были разные люди, но, надо признать, у меня сложились с ними довольно хорошие отношения.

Рогачев остался для меня особенным городом. И именно здесь был мой первый бой... Наш батальон перешел линию фронта и совершал рейды в тылу врага - в северо-западной части района. И вот однажды мы окружили немецкую колонну, расстреливая ее со всех сторон. Немцы разбегались кто куда. Некоторые бежали прямо под пули. Но вижу - один из них уходит в лес. Стреляю из автомата и никак не могу попасть. Уже далековато - метров на 100 немец ушел. Вытащил наган, прицелился, выстрелил... Немец упал. Убил я его. Но - никакого ужаса и ощущения, что человека убил. Нет, напротив, радость и гордость - убил врага, словно трофей взял. Потом, конечно, приходилось убивать и в рукопашной - вот это страшно. Но опять же - не человека я тогда лишал жизни, а врага. В сознании в этом смысле грань очень четко проходит.

Во время того рейда был у нас занятный эпизод. Отбил наш взвод у немцев большую группу местной молодежи, готовящуюся к отправке в Германию. Их уже на погрузку в поезд вели. Освободили мы их и говорим: "Разбегайтесь, кто куда может. Спрячьтесь где-нибудь". Второй раз повторять не нужно было. Но шесть молодых женщин увязались за нами и не хотели уходить. Боялись, что, вернись они домой, их опять немцы в Германию заберут, а то еще и расстреляют.

Нам же они все дело портили - демаскировали взвод. Мы - в маскхалатах, а женщины - в тулупах и шубах. Да и какая мобильность с ними? К тому же с нами опаснее было оставаться. Сколько мы им объясняли! Но только к ночи женщины вняли нашим просьбам и ушли. А наутро... Обнаружили мы, что за нами следует странная группа. Присмотрелись... Смех и грех! Эти женщины надели поверх тулупов и пальто свои белые исподние рубахи, кто-то наизнанку шубу со светлой подкладкой вывернул. Но недолго они с нами шли. Мы напоролись на немецкую колонну, завязался бой, и женщины убежали...

Конечно, нам повезло. Столько людей погибло под Рогачевом, а в нашем взводе "смертников" - ни одной потери! Единственное, во время рейда погиб парторг батальона - майор Желтов. И наш взвод вынес его тело к своим.

Тогда, под Рогачевом, наш штрафбат потерял только 20 человек. Но действия батальона в тылу врага были столь успешны, что последовало распоряжение генерала Горбатова о полной реабилитации всех бойцов. За свою дальнейшую службу - а я воевал в штрафбате до самой Победы - такого больше не припомню. То был действительно уникальный случай, исключительный. Но, я думаю, эти люди в полной мере заслужили под Рогачевом право на исключение".

...В дни юбилейного празднования освобождения Рогачева в райцентре Гомельской области побывали сотни гостей. Немногие оставшиеся в живых освободители еще раз вспомнили события 60-летней давности. Напомним, что за освобождение белорусского города звания Героя Советского Союза были удостоены 35 советских воинов. Шестеро из них вместе с 17 тысячами собратьев по оружию остались лежать в рогачевской земле. Их подвиг забыть нельзя...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter