Шел по городу троллейбус...

Насколько удобно пассажирам ездить в городском транспорте?

Могилевские автобусный парк № 1 и предприятие “Горэлектротранспорт”, осуществляющие пассажирские перевозки в Могилеве, за последнее время приобрели соответственно 123 и 51 новые машины. Производители — а это наши отечественные МАЗ и “Белкоммунмаш” — позаботились о создании в них для пассажиров максимально возможных удобств. Как утверждают эксплуатационники, и троллейбусы, и автобусы низкополые. Это позволяет пассажирам прямо с остановочной площадки без всякого напряжения входить в салон и выходить из него. Машины обладают плавностью хода в движении, комфортными сиденьями.
Чтобы дальше не утомлять читателей перечислением всех достоинств новой техники, давайте лучше проанализируем, как они реализуются в процессе перевозок.
Очень часто приходится наблюдать, как на остановках транспорт останавливается, открывая двери салона, далеко от бордюра, ограничивающего проезжую часть. Людям пожилым, инвалидам, чтобы войти в автобус или троллейбус, приходится преодолевать двойную преграду: сначала с площадки остановки спуститься на дорогу, а потом подняться на ступеньку в салон. О том, что таким образом в транспорт попадет человек на инвалидной коляске, и речи быть не может. Хотя подай водитель машину ближе к бордюру — и проблема исчезает.
Но мытарства пассажиров начинаются еще до того, как автобус или троллейбус остановится. Потому что сначала приходится гадать, в каком месте остановочной площадки он это сделает. Может “протянуть” вперед и открыть двери в самом начале “кармана”, если транспорта нет. А может, если впереди припарковались “маршрутки”, затормозить перед остановочной площадкой. Привыкшие быстро входить в салон, поскольку раньше из-за переполненности транспорта это можно было сделать не всегда, горожане стадно мечутся из одного конца остановки в другой, пытаясь угадать, в каком именно месте им откроют двери. Создается впечатление, что транспортники являют особую милость, перевозя пассажиров, а не существуют ради них.
Иное дело на железной дороге. Там, зная, с какой стороны нумеруются вагоны, можно легко вычислить, где остановится нужный, поскольку известно место остановки локомотива. Оказывается, есть такое место и у автобусов, троллейбусов. Они должны останавливаться так, чтобы кабина водителя оказывалась напротив знака, обозначающего остановку. Но, к сожалению, это правило никто не соблюдает. Более того, водителям общественного транспорта настолько все равно, удобно ли садиться в него пассажирам, что двери могут открыться напротив мусорной урны, лужи на тротуаре или растущего тут же дерева.
Объяснения этих “мелочей” у начальника отдела перевозок и маркетинга Могилевского автопарка № 1 Александра Абушкевича и начальника службы движения могилевского КУП “Горэлектротранспорт” Александра Кузина практически идентичны: у водителей график, а остановки зачастую забиты транспортом, в том числе и “маршрутками”, которые ведут себя в процессе перевозок, как анархисты, останавливаясь где заблагорассудится. Вот и приходится идти против некоторых правил.
Что же касается подъезда вплотную к бордюрам на остановках, то, как рассказали в автопарке, было несколько случаев, когда боковые зеркала автобусов задевали стоящих у самых бордюров пассажиров, нанося им травмы. И в этих дорожных происшествиях работники госавтоинспекции обвиняли именно водителей, хотя нарушали и пассажиры, которые должны были находиться не ближе 30 сантиметров от проезжей части. Часто мешает подъехать вплотную и другой транспорт.
У троллейбусников — другая “беда”. В нескольких случаях после стремления подать машину как можно удобнее водители троллейбусов носили одежду пассажиров в химчистку за свой счет, поскольку обрызгали ее, въехав в лужи. Так мелочные “закавыки” превращаются в проблемы глобального масштаба.
А ведь разрешаются они очень просто. Отделу транспорта и связи Могилевского горисполкома достаточно скоординировать действия перевозчиков, установить каждому “правила игры”. Любому виду транспорта вполне возможно определить его место на общей остановке. Не потребуется больших материальных средств, чтобы, как в метро, нанести линии, за которую пассажир во избежание травматизма не должен заходить. Нужно лишь желание. И тогда усилия изготовителей, стремящихся сделать транспорт современным, позволят стать ему на деле таковым. Однако, как оказалось, пока отдел городской мэрии, курирующий перевозчиков, полностью разукомплектован, а молодой специалист, только-только пришедший сюда и отдувающийся один за всех, пока повлиять на ситуацию не в силах.
Предвижу упреки в мелочности темы. Да, ее трудно сравнить с проблемой глобального потепления климата на планете. Но последняя пока больше занимает умы ученых. Мы же, почти поголовные пассажиры, сталкиваемся с этими “мелочами” ежедневно. От них зависит настроение на весь день. Ими во многом воспитывается культура поведения.
И вообще, в жизни мелочей не бывает!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter