Шекспиру и не снилось

Белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак об инфантильном поколении детей, родительской гиперопеке и будущей книге “Спайсы”

Белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак об инфантильном поколении детей, родительской гиперопеке и будущей книге “Спайсы”

Творческий тандем Жвалевский — Пастернак хорошо знают и в Беларуси, и в России. По их книге “М+Ж” Александр Черных снял фильм с участием Нелли Уваровой и Григория Антипенко. Но в основном авторы пишут для детей. Их книги “Правдивая история Деда Мороза”, “Время всегда хорошее”, “Гимназия № 13”, “Москвест”, “Шекспиру и не снилось” с интересом читают в интернете, покупают в книжных магазинах, советуют друг другу. Успех писателей в том, что они, родители с опытом, хорошо чувствуют детей и не боятся разговаривать с ними откровенно. Авторов действительно волнует современное поколение, и помочь детям, дать им совет, ответить на волнующие их вопросы Жвалевский и Пастернак пытаются через литературу.

— Андрей, Женя, расскажите, как у вас возникла идея совместной работы?

Андрей: — Я заставил Евгению Борисовну писать книжки. Сам не знаю почему. До этого Женя писала только сочинения, и то я их не читал. Но почему-то был уверен, что в литературном творчестве у нее все получится. Уламывал дважды. Первый раз настаивал, чтобы она написала самоучитель “Компьютер для женщин”, который в итоге оказался очень удачной идеей. После успеха этой книги сказал: “А теперь переходи на художественную литературу”.

Евгения: — Я долго боялась. Говорила: не надо меня называть писателем, я автор. Писатели — это Толстой, Чехов... Мы все знаем, как они выглядят. Их портреты висят в кабинете русской литературы. Я же не такая. (Улыбается.)

Андрей: — У нас есть хорошая отмазка: по отдельности мы не очень писатели. А вот писатель Жвалевский — Пастернак — ничего. Вот он пишет, а мы так, при нем.

— Вы давно знакомы, пишете вместе, книги выходят под двумя фамилиями... Супруги не ревнуют?

Андрей: — Моя супруга не имеет права ревновать. Она появилась позже, чем мы начали писать. (Улыбается.)

Евгения: — А мой муж с Андреем знаком дольше, чем я с ними обоими. Поэтому ревновать было бы глупо.

— А ваши дети общаются между собой?

Евгения: — Конечно. Те, которые близки по возрасту. Вторая дочка Андрея Кристина на год моложе моей младшей Наташи.

Андрей: — Им восемь-девять лет. И они с радостью общаются. Младший  Антошка еще совсем маленький — ему 2,5 года. Моя старшая дочь Настя, ей уже 23 года, в этом году оканчивает учебу и получает параллельно сразу два диплома. Она уже большая девочка, живет отдельно.

Евгения: — А моя старшая Саша оканчивает в этом году школу.

— Откуда “растут ноги” у всех ваших историй? И помогают ли ваши дети их сочинять?

Евгения: — Бесспорно. Темы рождаются обычно из разговоров с детьми или ситуаций, в которые наши дети попали. “Время всегда хорошее” родилось из разговора с Сашкой. Она возмутилась, что дома нет еды. Открываю холодильник: “Как нет?!” Оказалось, что она имела в виду йогурты, сырочки и так далее. Но мы же как-то росли без всего этого. Начали вспоминать детство. На два голоса с Андреем стали рассказывать о кефире в бутылках, “секретиках”, играх во дворе...

Андрей: — Что самое удивительное, Сашка слушала открыв рот. По книге поняли, что детям реально интересно знать, какими были мамы и папы в их возрасте. Ведь, оказывается, и мама влюблялась, и папа по дворам носился.

Евгения: — А сборник рассказов о семиклассниках “Шекспиру и не снилось” вообще стал моей терапией. Он был написан, когда Сашка училась в седьмом классе. Это самый сложный возраст. Говоришь “не делай того или этого” — получаешь противоположный эффект. От родительского бессилия решила написать несколько рассказов. В них нет нотаций, просто некоторые ситуации показываются со стороны. Вот выкладывает девочка-семиклассница фото ВКонтакте в купальнике. У нее там ноги, грудь, которая только появилась и которой девочке хочется похвастаться. Но в свои 12 лет она совершенно не понимает, как на такую фотографию реагируют взрослые мужчины, у нее и мысли нет вроде “возьмите меня”. Скажешь в лоб убрать фото — их появится еще больше. Иногда просто достаточно спокойно объяснить, как это видят другие. Дети все понимают — они не глупые.

— Какие главные ошибки совершают сегодня молодые родители при воспитании детей?

Евгения: — В книге Аи Эн “Библия в СМСках” есть гениальная фраза: “Думай своей головой”. Этому прежде всего и надо научить ребенка. Можно черпать информацию и советы в интернете, из телепрограмм, газет и журналов, но не нужно слепо верить всему. Собрал факты — проанализируй. К сожалению, в большинстве наших школ до сих пор этому не учат. Зато учат запоминать куски текста наизусть. Но это сегодня совершенно бесполезно. Информацию в нынешнее время можно получить одним кликом в google или yandex. Ее нужно уметь а-на-ли-зи-ро-вать.

Андрей: — И не надо откладывать воспитание детей на потом. Как только ребенок родился, ему необходимы постоянный контакт и общение. На любую тему можно говорить в любом возрасте. Просто важно подобрать нужные слова. Помню, как Кристя пришла из детского сада с “проблемой”: “Мне нравится мальчик. Что мне делать?” Жена от таких слов пришла в ужас — типичная реакция родителей. А я стал рассказывать: “Ты девочка, значит, ты не должна вешаться на парня. А если он сделает что-то хорошее, обязательно похвали его, улыбнись”.

— Как-то в одном интервью вы сказали, что у вас не будет беременных или употребляющих наркотики героев. А тут вдруг готовится книга “Спайсы”. Почему решили за нее взяться?

Евгения: — Родилась идея с фразы, услышанной сразу от нескольких специалистов: “Пока кто-нибудь не умрет, никто не зашевелится”. Сейчас начались смертельные случаи среди подростков. Надеемся, это запустит какой-то механизм.

Андрей: — Механизм не только карательный. Наказывать наркоторговцев, конечно, надо. Но этого недостаточно. Ловить наркодилеров — то же самое, что сбивать температуру. Это делать надо, но лечиться только жаропонижающим невозможно. Причина употребления спайсов — в семье. И главная проблема — гиперопека родителей.

Евгения: — Признаться, для нас стало новостью, что восемьдесят процентов наркоманов в детстве были окружены излишней заботой, когда мама с папой все решали за детей. Это связано с еще одной проблемой, которая меня очень беспокоит: удивительно инфантильное поколение нам удалось вырастить. Из-за того, что родители постоянно контролируют детей, их дочери и сыновья самостоятельно ничего не могут сделать. А потом уже и не хотят. Это будем? Ай... А вот это? Не-е-ет... А в одиннадцатом классе вообще расклеиваются. Выросло поколение, с которым никто не знает, что делать. Его невозможно напугать, невозможно мотивировать.

— Говорят, что отсутствие интереса к жизни — одна из причин употребления спайсов. На ваш взгляд, родители могут как-то пробудить этот интерес?

— Андрей: — Не то что могут, обязаны это делать. По Семейному кодексу они несут ответственность за психическое и физическое здоровье ребенка. Никто другой — ни школа, ни книги, ни телевидение. Именно родители!

Евгения: — С дошкольниками родители еще занимаются — водят в кружки и так далее. А потом все. Но тут и проблема — для детей начальных школ валом кружков и занятий по интересам и в столице, и в районах. А вот для ребят среднего, самого сложного, человекообразующего возраста практически ничего нет. Родители должны показать детям жизнь, разложив карты: смотри, вот спорт, учеба, музыка, выбирай — и ни в коем случае не заставлять что-то делать. И еще: воспитывать словами совсем не эффективно. Главное — личный пример. Если у папы и мамы горят глаза, если им жить интересно, ребенок вырастет таким же.

— Многие писатели кричат, что их книги не читают, не покупают. В основном потому, что, простите, пишут они неинтересно. Знаю, у вас есть опыт: перед тем как печатать книгу, проверять ее на группе тест-читателей. Насколько это эффективно?

Евгения: — Очень эффективно. Как бы мы ни хорохорились, что нам в душе 15 лет, все равно мы взрослые, а пишем ведь для детей. Значит, должны писать так, чтобы дети узнали себя. Первый вопрос, который задаем юным читателям: мы в возраст попали? Еще не было такого, чтобы промахнулись. Только взрослые постоянно упрекают нас в том, что мы сильно завышаем возраст детей.

Андрей: — Одна мама говорит: “Моему сыну 14 лет. Он о любви даже не думает”. Мы ей объясняем, что она просто плохо знает своего сына.

— Какие проблемы современных детей вас как родителей тревожат больше всего?

Андрей: — Это легко по книгам проследить. Самые насущные, наверное, уже озвучены. Одна из них — проблема слишком большой информированности об отношениях между полами. Детям настолько навязан медийный образ гламурной красотки и некоего мачо, что класса с шестого они понимают: надо заниматься сексом. В этом возрасте у них и получиться-то ничего не может, но они уже такие эсэмэски друг другу шлют, мама не горюй: “я тебя хочу” и так далее.

Евгения: — Понятно, что у них в это время включаются гормоны, они начинают осознавать себя мужчинами и женщинами. Вот что-то внутри забурлило, а что с этим делать, они не знают. Родители в этом, к сожалению, не помощники, потому что этой темы боятся и стесняются. Хотя именно им дети и должны были бы поверить. Об этом — книга “52 февраля”.

 В тему

Печальный итог

На днях стало известно еще о двух жертвах “спайсов” — один минчанин умер, второй попал  в Новинки

Причиной всему стали “марки” — пропитанные психотропным веществом листки, которые компания (три молодых человека и девушка) заказала по интернету и употребила по дороге на квартиру, где намечалась вечеринка. Вскоре одному из парней, попробовавшему психотроп, стало плохо, и он в неадекватном состоянии выбежал на улицу. Вдогонку бросились девушка и еще один молодой человек. Они вызвали “скорую”, которая увезла невменяемого юношу в больницу (сейчас он находится на излечении в РНПЦ психического здоровья в Новинках). Однако когда эти двое вернулись в квартиру, остававшийся там их 24-летний друг уже не подавал признаков жизни — он умер от передозировки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter