В НХМ открылась выставка "Мастера Виленской школы Михаил Севрук и Петр Сергиевич. Живопись и графика их частных коллекций"

Шедевры из частных коллекций

В НХМ открылась выставка художников Виленской школы Михаила Севрука и Петра Сергиевича
По–домашнему тихо, почти интимно в галерее Национального художественного музея открылась замечательная выставка двух легендарных художников Виленской школы — Михаила Севрука и Петра Сергиевича.



Необычность экспозиции в том, что все работы — графика и живопись — не из музейных собраний, а из частных коллекций. Это событие можно считать своеобразным и чудесным новогодним подарком зрителям от отечественных коллекционеров.

Выступающие говорили негромко, без обычного на подобных мероприятиях пафоса. Вспоминали свои детские встречи с художниками в Несвиже, Вильнюсе, Минске... Рассказывали запомнившиеся подробности и радовались, что наконец–то случилась эта выставка в музее. Благодарили неравнодушных сотрудников главного музея страны.


Всем известно, что произведения искусства оживают, когда их ласкают взгляды зрителей. И чем больше таких восторженных взглядов, тем лучше для картин и рисунков. Ведь художники хоть и говорят иногда, что пишут в первую очередь для себя, тем не менее всегда жаждут зрительского признания. Желают слышать восхищенные вздохи, видеть прищуренные взгляды, приподнятые брови, перешептывания, тихое топтание у своих работ... Художников давно нет на этом свете, а вот их произведения продолжают жить.

Во многом благодаря нашим коллекционерам мы можем сегодня видеть эти работы Михаила Севрука и Петра Сергиевича. Ведь именно их стараниями и живопись, и графика легендарных белорусских художников не осела в заграничных коллекциях, не затерялась во времени, не пропала на чердаках и в подвалах. Это тот случай, когда надо сказать неутомимым собирателям: спасибо! Ведь много из представленного мы бы не увидели.


Михаил Севрук. «Пейзаж с гусями». 1930 г.

На стенах галереи сто шестьдесят девять графических листов и полотен. Переходишь от одного к другому и восхищаешься. Понимая, что, кроме всего прочего, за каждым экспонатом интересная история. Приходилось куда–то ехать, долго договариваться, убеждать владельца уступить... Да и отследить, найти нелегко. Ведь многие произведения датированы тридцатыми и сороковыми годами и были рассеяны по миру. Наши коллекционеры не такие уж богатые люди, а за красивые глазки работу не получишь. Но все собиратели прекрасного поддерживают друг друга. И если кто–то не может купить понравившуюся картину, то обязательно подскажет своему товарищу. Главное, чтобы рисунок или полотно остались здесь, в нашей стране, а не улетели за три моря.

Хоть и называют искусствоведы Петра Сергиевича и Михаила Севрука мастерами Виленской школы, но художники очень разные. И, может быть, единственное, что их объединяет, — любовь к родной земле, к сдержанным и неброским пейзажам, людям, деревьям, истории.


Михаил Севрук. «Старые домики над Виленкой». 1937 г.

Михаил Севрук родился в 1905 году в Варшаве. Учился в Несвижской гимназии и университете Стэфана Батория в Вильне. Его учителя — Фердинанд Рущиц и Людамир Слединский. Вернулся в Несвиж, где преподавал в школах и руководил изостудией в городском клубе. С 1933 года участвовал в выставках.

Но это типичная биография художника, а вот его работы всегда сильно отличались от привычного потока графики и живописи. Он не рисовал развевающиеся флаги, передовиков производства, не воспевал колхозы и заводы. Изображал только то, что очень любил и считал красивым. Может, именно поэтому его произведения напоминают классическое искусство прошедших эпох — Возрождения и классицизма.


Михаил Севрук. «У колодца». 1939 г.

Петр Сергиевич родился в 1900 году в деревне Ставрово. Тогда Виленской губернии, а ныне Витебщина, Браславский район. Учился в Петрограде, Вильне, Кракове. Жил и творил в Вильнюсе.

О творчестве Петра Сергиевича до 80–х годов говорили неохотно, шепотом, считая его художником скорее литовским, чем белорусским. К нему клеили ярлык националиста. Сегодня его работы находятся в постоянной экспозиции нашего художественного музея, заслуги признаны.


Петр Сергиевич. «Дорога. Собранные камни». 1957 г.

Сергиевич любил Беларусь и ее людей. Писал большие исторические картины, посвященные Кастусю Калиновскому и Франциску Скорине. Создал серию полотен, посвященных творчеству Янки Купалы, портретную галерею известных белорусов. Расписывал костелы и создавал иконы.

На выставке есть эскизы росписей и этюды к известным историческим картинам. Но меня больше всего греют его небольшие пейзажи и маленькие портреты.

Большинство собравшихся на вернисаж коллекционеров и гостей друг с другом были знакомы, и это создавало ту душевную атмосферу, когда не хочется уходить.

Коллекционеры прохаживались с гордым видом, фотографировались с гостями. Хвалились. И надо признать — есть чем. Выставка сложилась. До 23 января будущего года все желающие могут спокойно и внимательно познакомиться с работами двух замечательных белорусских художников — Петра Сергиевича и Михаила Севрука.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter