Минск
+23 oC
USD: 2.05
EUR: 2.28

Знаменитый фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» отмечает в этом году полувековой юбилей

Шедевр вопреки обстоятельствам

«Белое солнце пустыни» не сразу открыло широкому зрителю свое «личико». Путь этой картины на большой экран трудно назвать легким и стремительным, тем не менее полвека назад это все же случилось. А ее режиссеру Владимиру Мотылю, родившемуся в белорусском Лепеле, было суждено стать автором нескольких народных фильмов. «Белое солнце пустыни» — один из них. И намытые в этом пустынном песке ценности — дружба, взаимовыручка, любовь, чувство долга — за минувшие 50 лет ничуть не выгорели на солнце.

Кадр из фильма.

У  Владимира Яковлевича, кажется, не было среднего результата: либо народная любовь и всесоюзное признание, либо претензии от кинематографического начальства и пресловутая «полка». Картина «Звезда пленительного счастья», снятая к 150-летию восстания декабристов, пришлась по душе и зрителям, и критикам, хотя историки, как всегда, нашли в ней ряд неточностей. Телевизионный фильм по мотивам рассказов Чехова с замысловатым названием «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» показывали так часто, что романс композитора Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы в исполнении Ирины Муравьевой зрители выучили наизусть.

Владимир Мотыль.
rg.ru
Несколько киноработ Мотыля ждала сложная прокатная судьба. Его фильм «Женя, Женечка и «катюша», снятый по совместному с Булатом Окуджавой сценарию, прошел третьим экраном, картину называли «вредной». А экспрессивную экранизацию пьесы Александра Островского «Лес», действительно несколько отходившую от того канона, по которому было принято ставить классику, положили на «полку» почти на семь лет. Актер Станислав Садальский до сих пор с восторгом вспоминает свою работу в дуэте с Людмилой Целиковской. Но слишком уж эксцентричной показалась тогда предложенная режиссером трактовка истории любви помещицы Гурмыжской и молодого гимназиста Буланова.

Как и многие шедевры, «Белое солнце пустыни» рождалось трудно. Для многих кинематографистов фильм первоначально был «нелюбимым ребенком», от которого в перспективе никто не ждал ничего путного. Но, как это часто бывает, именно этому «нелюбимому ребенку» было суждено стать киноклассикой.

Историки кино свидетельствуют, что изначально сценарий был написан Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном и носил рабочее название «Басмачи». Однако руководство «Мосфильма» он не устроил. Новую версию «Пустыня» написали Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Историю о том, как басмачи при отступлении бросали в пустыне свои гаремы, Ежову рассказал бывший кавалерийский комбриг.

Фильм снимали на натуре под Лугой в Ленинградской области, в Дагестане в окрестностях Махачкалы на побережье Каспийского моря (здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка), а также в Туркменистане. Съемки шли тяжело и были плохо организованы. Дело в том, что в 1968 году все силы были брошены на создание мощной киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение». Группе Мотыля не досталось столь необходимого съемочного крана, его пришлось сооружать на площадке из подручных средств. На съемках погиб каскадер из знаменитого кавалерийского полка, созданного для фильма «Война и мир». При этом многие конные трюки в картину так и не вошли. Возник перерасход средств, фильм собирались закрыть. Хромала и дисциплина: вне съемок некоторые актеры постоянно участвовали в скандалах в соседних ресторанах. Актер Павел Луспекаев, сыгравший Верещагина, в сцене схватки на баркасе играл почти без грима: накануне в ресторанной драке с хулиганами ему рассекли бровь.

В итоге руководство «Мосфильма» осталось крайне недовольно отснятым материалом. Художественный руководитель «Экспериментального творческого объединения» Григорий Чухрай написал Мотылю гневное письмо, и фильм законсервировали на 4 месяца. Картину предлагали доснять Владимиру Басову, но тот отказался. Мотыль не стал молчать, обращался в разные инстанции, дошел вплоть до министра кинематографии СССР Алексея Романова. Страсти накалялись, однако Министерство финансов неожиданно отказалось списать более 300 тысяч рублей, потраченных на съемки этого фильма. Было решено выделить дополнительные деньги и доснять картину.

Кадр из фильма.

Мотыля упрекали в том, что фильм получается слишком трагическим, поэтому пришлось переснять несколько ключевых эпизодов, полностью изменить концовку. Первоначально жена Верещагина сходила с ума, но в итоге этот акцент сместили. Даже после этого режиссер внес еще около 30 правок. Директор «Мосфильма» Владимир Сурин остался недоволен качеством картины и не подписал акт о приемке. Однако лента очень понравилась Леониду Брежневу, и фильм вышел в широкий прокат.

Ни одна другая картина Мотыля в итоге не сравнилась по популярности с «Белым солнцем пустыни». Для Павла Луспекаева, Кахи Кавсадзе, Анатолия Кузнецова, Спартака Мишулина она осталась одной из главных киноработ. Как и для многих артистов, сыгравших в эпизодах. А сам фильм пошел в народ, многие фразы героев превратились в поговорки. Более того, эта картина стала одним из талисманов космонавтов — перед каждым стартом они обязательно пересматривают ее. Кассета с «Белым солнцем пустыни» есть и на борту Международной космической станции.

«Чем больше я думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, помогал, нерукотворно помогал Господь», — скажет режиссер спустя годы.

ФАКТ

Текст писем Сухова супруге, которые он читает в картине, сочинил режиссер Марк Захаров. А идея разнообразить таким образом сюжет принадлежала Владимиру Мотылю.

КСТАТИ

Сразу после выхода на экраны фильм «Белое солнце пустыни» выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина Сергея Герасимова «У озера». В советское время «Белое солнце пустыни» так и не было удостоено каких-либо официальных регалий. Этот фильм получил Государственную премию России только после распада СССР в 1998 году.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...