Заболевания щитовидной железы встречаются практически у каждого третьего жителя планеты

Щитовидка не любит стресса

Заболевания щитовидной железы встречаются практически у каждого третьего жителя планеты. Наиболее распространенные — узловые образования, аутоиммунные патологии, а в регионах, где отмечается дефицит йода, — диффузный зоб. Увы, для жителей Беларуси эта проблема стоит не менее остро, замечает главный внештатный эндокринолог Министерства здравоохранения Алла ШЕПЕЛЬКЕВИЧ и поясняет, что рост в том числе связан и с ранней диагностикой заболевания.


Самая большая армия пациентов — с гипотиреозом. В республике в течение последних десяти лет произошло накопление таких пациентов, и сейчас известно о 80 тысячах. Но на самом деле заболеваний щитовидной железы множество, и наиболее значимые под особым контролем эндокринологов. 

Вторая группа пациентов — а таких около 9 тысяч — с тиреотоксикозом (гиперфункцией). Третья — узловой зоб. Таких у нас около 10 тысяч. Все больные получают необходимую диагностику и лечение. В стране налажена четкая система оказания помощи пациентам с патологией щитовидной железы. Обязательно обследуются пациенты из группы риска, дети, женщины, планирующие беременность, и пострадавшие от аварии на ЧАЭС. 

С начала 2000-х годов проводится активная работа по ликвидации дефицита йода. Простой и эффективный метод — использование йодированной соли. Мониторинг, который проводили в 2013 году, показал, что проблема йододефицита в Беларуси ликвидирована. И это очень важно. Но врачи констатируют рост такой патологии, как гипотиреоз, а также аутоиммунной (связанной с нарушением работы иммунной системы) патологии железы. О причинах ее возникновения можно дискутировать, поскольку меняются окружающая среда, питание. Не лучшим образом на здоровье щитовидки сказывается хронический стресс. 

В республике последние пять лет снижаются показатели первичной заболеваемости и общего количества детей с дисфункцией щитовидной железы. Все это благодаря профилактической работе и раннему скринингу. Но у юных пациентов, говорит главный внештатный эндокринолог, преобладает простой нетоксический зоб. На начало этого года с таким диагнозом под наблюдением было 13 780 пациентов в возрасте до 18 лет. Одним из важных критериев обеспеченности йодом детей врачи называют снизившийся показатель врожденного гипотиреоза. К примеру, в 2014 году был выявлен всего один случай этого заболевания на более чем четыре тысячи новорожденных. Это среднеевропейский уровень. Причем специальный анализ для выявления этой патологии делают детям в первые сутки жизни во всех роддомах республики. 

В то же время за последние полтора десятилетия растет количество выявленных случаев аутоиммунной патологии щитовидной железы. Если в 2000-м мы выявили 11 078 человек, то уже в 2015-м — 79 671! Но мы связываем этот рост в том числе и с повышением доступности и точности лабораторной диагностики. Увеличилась почти в полтора раза и заболеваемость диффузным токсическим зобом.

В последние десять лет значительно изменились диагностические возможности у специалистов. В Беларуси 425 взрослых эндокринологов и 74 — детских. Важный момент: укомплектованность составляет 93 процента. К сожалению, в Минской области отмечается нехватка таких специалистов. Уже в следующем году в БелМАПО будет набрано почти три десятка врачей, которые пройдут переподготовку и пополнят ряды эндокринологов. Если районной больнице нужен эндокринолог, его можно подготовить за несколько месяцев. Кроме того, в последние три года открылась кафедра эндокринологии БГМУ, и ее специалисты работают в рамках практического здравоохранения. 

Во всех районах проводится УЗИ щитовидной железы, на межрайонном уровне — гормональные исследования тиреоидного статуса. В областных клиниках проводятся тонкоигольная биопсия под ультразвуковым контролем, сцинтиграфия. Если специалисты сталкиваются с более сложными случаями — пациента направляют в Республиканский центр медреабилитации и бальнеолечения. Оперативное лечение при необходимости проводится в РНПЦ радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, в Республиканском центре опухолей щитовидной железы в Минске. 

— К сожалению, во многом то, что касается заболеваний щитовидной железы, окутано радиофобией, — констатирует Алла Шепелькевич. — Выяснилось, что наиболее убедительные последствия аварии на ЧАЭС – рак щитовидной железы, и только в определенной подгруппе. Мы научились это мониторировать, выявлять. Нужно отделять патологии щитовидки и вопросы радиофобии. Это смешиваться не должно. Да, мы открыто говорим: рост по ним наблюдается, и в том числе благодаря тому, что созданы условия для диагностики. Для лечения мы используем самые современные и доступные средства. А онкологический диагноз щитовидной железы – давно уже не приговор.

Чтобы настроение было в порядке

Здоровье щитовидной железы зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сбой в работе? Это сразу же отразится на самочувствии: начнет нарушаться обмен веществ, работа сердца, снизится половое влечение… 

Специалисты выяснили, что за ее нормальную работу отвечают такие гормоны, как трийодтиронин и тироксин. Их нехватка скажется на качестве кожи, волос, быстрой утомляемости, артериальном давлении и настроении, ухудшению памяти. А для двух вышеупомянутых гормонов нужен такой микроэлемент, как йод.  Так что пересмотрите свой рацион с учетом вкусов щитовидки. Итак, в каких продуктах его содержится больше всего? 

Фрукты и овощи, зелень: шпинат, хурма, щавель, черноплодная рябина, грецкие орехи, морские водоросли, шампиньоны, фасоль, свекла, морковь, капуста, любая зелень, овес, брокколи, финики, сельдерей. Щитовидка любит кобальт, селен, медь, а это значит, в рационе должны быть тыква, малина. 

Рыба, морепродукты: креветки, хек, пикша, лосось, сельдь, камбала, сайда. Самое высокое содержание йода в печени трески.

Усвоению йода мешают репа, редис, краснокочанная капуста. При заболеваниях щитовидной железы необходимо исключить белый рис, белый хлеб, копчености, острые соусы и приправы.

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter