«Щит Союза»

Действия военных Беларуси и России эффективны, потому что они – ответственны... В отличие от некоторых политиков На вопросы «СВ» отвечает председатель Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Валентин СИМИРСКИЙ.

– Валентин Романович, возможна ли экономическая интеграция в нынешних геополитических условиях без приложения общих усилий в военной сфере?
– За последние годы военно-политическая и стратегическая обстановка не стала для России и Беларуси благоприятнее. В стремлении включить постсоветское пространство в собственную систему глобального управления США и ЕС моделируют различные варианты управляемых кризисов в странах СНГ. После серии «цветных революций» и поощрения альтернативных интеграционных проектов (ГУАМ, «Сообщество демократического выбора») западным центрам силы удалось распространить свое влияние на ряд государств Содружества. В этом же ключе следует рассматривать и последний раунд расширения НАТО, когда количество стран – членов альянса возросло до 26. Граница же соприкосновения блока только с Беларусью увеличилась с 416 до 1050 километров. При этом вопрос «восточной экспансии» НАТО далеко не закрыт. Не следует забывать и о новой «Стратегии США в области национальной безопасности», где уже допускается возможность нанесения превентивных ударов по государствам, которые, по мнению Вашингтона, пред-
ставляют потенциальную угрозу Соединенным Штатам. Геополитическая, геостратегическая и геоэкономическая ситуация сегодня достаточно сложная. Развитие же военного и военно-технического сотрудничества Беларуси и России создает как раз необходимые внешние и внутренние условия для углубления интеграционных процессов. Общий оборонный потенциал наших государств – это фактор сдерживания экспансионистских устремлений НАТО.
– По каким направлениям идет военное строительство Союзного государства?
– Это сближение и унификация законодательств Беларуси и России в военной сфере, обеспечение функционирования региональной группировки войск (сил), совместная военно-научная деятельность, подготовка военных кадров, военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в вопросах выполнения международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями.
Беларусь совместно с Россией обеспечивают безопасность в Восточноевропейском регионе СНГ. Для выполнения этой задачи в рамках Союза Беларуси и России создана региональная группировка войск. Она обеспечивает охрану воздушного пространства, стратегическое развертывание войск национальных вооруженных сил государств региона при обострении военно-политической обстановки или эскалации вооруженного конфликта, поддерживает боевой потенциал, боеготовность и боеспособность на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба. Военная доктрина Союзного государства  имеет  оборонительный  характер и направлена прежде всего на поддержание стратегической стабильности.
– В прошлом году в Беларуси прошли учения «Щит Союза-2006». Что они показали?
– На них впервые на практике было проверено функционирование не отдельных элементов системы управления региональной группировкой войск (сил), а в целом дана оценка ее жизнеспособности. Для руководства вооруженными силами на учении было создано Объединенное командование, в состав которого вошли офицеры центральных органов военного управления Республики Беларусь и Российской Федерации, штаба Московского военного округа.
Сегодня время выдвигает новые требования – необходимо создание и функционирование по единому замыслу и плану системы обеспечения военной безопасности Союзного государства. Здесь можно выделить три компонента: управленческий (включает высшие органы государственной власти, сеть министерств, ведомств и госорганов), силовой (военная организация с системами управления) и обеспечивающий (предприятия ВПК, военная инфраструктура, финансово-экономические организации, участвующие в процессе военного строительства, а также структура внешнеполитического обеспечения военной безопасности).
– Военное сотрудничество может стать локомотивом и для промышленной кооперации?
– Безусловно. Восстановление и развитие национальных оборонно-промышленных комплексов (ОПК), внедрение общего оборонного заказа в рамках Союзного государства – это в интересах наших государств. К тому же это позволит выйти на новый научно-технический уровень промышленного производства, освоить современные технологии, в том числе двойного назначения. Развитие ОПК и военно-техническое сотрудничество создадут материальную основу для оснащения армий Беларуси и России вооружением, военной и специальной техникой, соответствующими современным и перспективным требованиям. Поэтому было бы целесообразным внести в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства предложение о формировании союзной программы по созданию перспективных образцов вооружения и военной техники.
– Интеграция только тогда имеет прочную основу, когда опирается на законодательную базу. Что уже сделано в этом плане?
– Военными ведомствами наших двух стран разработан проект Основ функционирования военной организации Союзного государства. Однако этот документ до сих пор не утвержден ни Советом Министров, ни Высшим Госсоветом Союзного государства, а значит, пока рано говорить и о реализации представленных в нем положений.
Но в то же время хочу отметить, что российская сторона на данный момент уже согласовала его на федеральном уровне и внесла в Постоянный комитет Союзного государства (Беларусь это сделала в 2005 году). Так что теперь можно говорить о наметившихся «подвижках» в сфере обеспечения коллективной безопасности и дальнейшем развитии теории и практики создания нашей совместной военной организации.
– В чем, на ваш взгляд, причины недостаточно быстрого интеграционного движения?
– Главная причина, конечно, в том, что пока не принят Конституционный акт, который и должен закрепить государственное устройство и правовую систему белорусско-российского союза. К тому же сегодня нет и единого понимания места и роли военной организации в структуре Союзного государства. Отсутствует системный подход при планировании и осуществлении мероприятий военного строительства и, как следствие, ощущается несогласованность действий министерств и ведомств в области обороны, распыление усилий и средств различных силовых структур при самостоятельном (не скоординированном с другими ведомствами)  решении насущных вопросов. Именно поэтому необходимо проведение комплексных научных исследований. Сложность и многообразие задач требует консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых источников, материальных, научных и других ресурсов. Для рывка нужно объединение усилий. Причем, говоря военным языком, на всех фронтах. Убежден также, что было бы целесообразным в первой половине 2007 года Совету Министров Союзного  государства  рассмотреть  и  представить  на утверждение Высшему Госсовету разработанный проект Основ функционирования военной организации Союзного государства.
– Когда концепции станут законами, обязанными к исполнению?
– К сожалению, принятие проектов правовых актов возможно только после утверждения Конституционного акта. Поэтому совместная Коллегия министерств обороны в прошлом году согласилась приостановить деятельность рабочей группы до принятия Конституционного акта.
В то же время, по моему мнению, выполнение планируемых в ближайшей перспективе совместных комплексных научно-исследовательских работ «Право» позволит продолжить деятельность по сближению и унификации законодательства двух стран. Необходимо также проанализировать действующие договоры, соглашения и принять дополнительные меры по их эффективной реализации на практике. В интересах унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и создания нормативно-правовой базы Союзного государства в области обороны в 2007 году предстоит разработать проект Основ законодательства Союзного государства об обороне.
Военное сотрудничество Беларуси и России – это стержень объединения. Долгосрочная потребность в совместной защите стратегических интересов существует объективно и не зависит от временных трудностей и спадов в других сферах интеграции. Осознание этого и есть ключ к успехам Союзного государства в средней и долгосрочной перспективе.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter