Беларусь и Россия выстроили надежную систему обороны Союзного государства

Щит партнерства

Гарантии безопасности — важнейшее условие выживания стран в разбалансированном современном мире. Это как раз то, что сегодня лежит в основе всех судьбоносных решений, договоров и сделок между государствами. Неспроста такое внимание на Западе привлекло подписание президентами Александром ­Лукашенко и Владимиром Путиным закона о ратификации договора между нашими странами о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы видим, как вместо пояса добрососедства на западных рубежах Беларуси наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции упорно рисуют дугу нестабильности. Вывод один. Нам нужно быть сильными, проявлять бдительность и укреплять обороноспособность государства настолько, насколько это возможно. Что мы постоянно и делаем.

На церемонии вручения государственных наград и погон высшему офицерскому составу, 20 февраля 2025 года.

Защита суверенитета

Именно гарантии безопасности цементируют многосторонние союзы, блоки и организации. Самые крупные и масштабные из них — ООН, НАТО, Евросоюз, ОПЕК, ШОС, БРИКС, ОДКБ. Тема безопасности всегда была знаковой и для Союзного государства. И Запад пытался разыгрывать с нами эту карту: как только последняя баллистическая ракета покинула белорусскую территорию в 1996‑м, так сразу Европа обнулила и механизм гарантий безопасности в рамках Будапештского меморандума от 1994 года. Перед нами тогда остро встал вопрос существования нашего государства.

Первые санкции в отношении Беларуси Евросоюз ввел уже в 1997‑м. Так беспардонно Брюссель пытался отменить в нашей республике референдум 1996 года, одобривший изменения в белорусской Конституции. Запад не устроило, что мы не вписались в настраиваемую уже тогда русофобскую орбиту. А под формальную причину ЕС подогнал то, что в ходе принятых изменений продлевались полномочия ­Александра ­Лукашенко на посту ­Президента страны. Нас шаблонно обвинили в «нарушении прав человека» и обложили рестрикциями.
Потом за европейским санкционным тараном пристроилась и американская машина «мирного принуждения», кратно усиливавшая давление на нас. И эта политика сохраняется уже 30 лет. После 2020 года сошла на нет вся шелуха западной демократии, за которой маскировалась банальная жажда наживы. Что и проявляется в нынешнем конфликте в Украине.
Брюссель и Лондон с самого начала хотели проворачивать фокусы с нашим суверенитетом, как сейчас в Грузии, где требуют провести перевыборы неправильного с позиции их интересов парламента Грузии.

Объединять усилия

Масштаб угроз со стороны Запада в отношении Беларуси давно перестал быть гипотетическим и трансформировался в политику оголтелого милитаризма. И в том, что у нас с Россией получилось выйти на беспрецедентный договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, надо видеть еще и немалые старания Брюсселя. Там демонстративно во всех своих документах называют нас с Россией врагами и строят планы по нападению на нас.

Развитие событий после развала СССР не предполагает для нас иных мер, кроме как в том числе и оборонной интеграции с Россией. Сегодня военная организация нашего союза обладает едиными параметрами в вопросах войсковой группировки, системы ПВО, вооружений, оснащения и подготовки сил и резервов на всех уровнях, включая стратегическое сдерживание. Чем эффективнее мы работаем в рамках Союзного государства, тем агрессивнее и безрассуднее становится поведение Брюсселя, Варшавы, Вильнюса, Риги.

Объединение усилий Минска и Москвы создает уникальное и единое пространство гарантий безо­пасности, в первую очередь неминуемого ответа на агрессию в отношении любого участника союза в равной степени. Наша армия усилена фактором российского тактического ядерного реагирования, включая перспективы оснащения технологиями «Орешник».

В отличие от структуры американских гарантий безопасности Киеву, построенной исключительно на принципах всеобъемлющих претензий на украинские природные ресурсы, наш договор можно назвать, без всякого сомнения, не только партнерским, но даже братским. И Беларусь тут вовсе не уселась на российскую шею, как натовские пешки на Пентагон. Мы со своими возможностями военно‑промышленного комплекса являемся достаточно эффективной частью повышения оборонительных свойств союзного щита.
Также важный фактор, который входит в спектр наших обязательств, связан с надежностью прикрытия нами западной границы Союзного государства. Это многоуровневая система защиты, выстроенная от пограничных сил до войсковых и оперативных рубежей реагирования на угрозы со стороны блока НАТО и провокаций на южной границе. Именно на принципах взаимности и равноправного партнерства строится наша коллективная оборона и безопасность.

Альянс всполошился

В отношениях Украины и Запада всё как в истории с сыром в мышеловке и даже по классике: утром ресурсы — вечером гарантии. И тот же европейский запрос на услуги безопасности со стороны Америки тоже оказался в жестком кризисе — возьми и положи 2 процента от странового ВВП в североатлантическую копилку. Более того, НАТО тоже систематически обливается холодным потом по поводу идеи выхода США из альянса, где главным бенефициаром является Вашингтон, а остальные превратились просто в нахлебников. Даже поверхностная ревизия показывает, что члены этого военного блока неплохо устроились за счет американских налогоплательщиков. Администрация Трампа намерена решительно прекратить это безобразие, отчего в Брюсселе случаются нервные приступы и обмороки.

Европейцы экстренно занялись разработкой мирного плана по Украине. Уж не на основе ли принципа «война до последнего украинца»? Видимо, евровласти очень опасаются, что в сложившихся обстоятельствах совсем не исключается присоединение к нашему союзу с Россией еще и Трампа. А почему бы нет?
В интервью американскому блогеру Марио Науфалу Александр ­Лукашенко сказал: «Надо договариваться. Хотите — приезжайте. Вот, рядом — 200 километров от белорусской границы до Киева. Полчаса на самолете. Приезжайте. Вот здесь сядем. Спокойно, без шума, без криков договоримся. Поэтому передайте Трампу: я его жду здесь вместе с Путиным и Зеленским. Сядем и спокойно договоримся. Если вы хотите договориться». Мир — это и есть лучшие гарантии безопасности.
В ТЕМУ

Договор о Союзе Беларуси и России в 1997 году был нацелен на создание условий для выживания под грузом западных санкций, введенных в нарушение всех международных норм и правил. Лондон и Вашингтон игнорировали собственные обязательства не оказывать экономическое давление на Беларусь, что обещалось в обмен на наш отказ от ядерного статуса. И уже нет сомнений, что их гарантии военной безо­пасности тоже ничего не стоили. Сегодня Запад цинично умывает руки и признает, что все изначально планировалось как стратегический обман. Впрочем, ничего нового. Так же вышло и с Минскими соглашениями по Украине.

Александр ТИЩЕНКО, эксперт по национальной безопасности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter