Щи и жемчуг. О пользе досужего счета

По данным Минторга, в 2006 году белорусы активнее всего именно строили жилье и покупали машины...
Еду из Витебской области. Работники льнозавода требуют отставки женщины–директора. Позади — нервные разговоры, дрожащие руки, срывающийся голос... Это было с утра. Вечером, боюсь, то же будет в Борисове. Нервам нужен отдых.

Под Оршей маршрутка выходит на магистраль Москва — Минск — Европа. Чтобы отвлечься, считаю... трейлеры–автовозы, идущие в Россию. Новые «Фокусы». Такие же «Ауди». Разный «сэконд–хэнд». Опять новые — «корейцы»...

За час — 50 автовозов, один — на 2 километра! На каждом по 8 машин: 400 штук. За сутки — около 10 тысяч! За год — несколько миллионов! А ведь везут и по другим дорогам. Что–то не сходится: столько в России не покупают...

Ошибка! Счет был на встречных курсах, это 200 км/час. Стоя на обочине, я насчитал бы вдвое меньше. Корректируя цифры (зимой везут меньше), выхожу на известную статистику: в год россияне покупают за 2 млн. машин. Половину производят сами, столько же ввозят. К 2010 году обещают только производить 3 млн., а по продажам занять второе место в Европе после Германии.

Неужели этот «праздник автожизни» — не наш? Отнюдь! Население Беларуси в 15 раз меньше. Чтобы не отстать от соседей, мы должны покупать примерно 140 тысяч машин в год. По статистике таможни, только за январь — сентябрь 2006 года физические лица ввезли в страну около 100 тысяч легковых машин (98.900), юридические — около 14 тысяч (в 4,3 раза больше, чем годом ранее). Если добавить ввоз октября — декабря, получим 140 тысяч. От россиян, богатеющих демонстративно, вызывающе, мы не отстаем!

А ка–а–кие «тачки» покупаем — не вам рассказывать, читатель. За несколько дней на дорогах Израиля (не бедной страны, мягко говоря) я не видел столько дорогих машин, сколько за час на дороге Орша — Минск. «А–8» и «мерсы», кабриолеты БМВ и «Альфа–Ромео», джипы любых мастей — все наши, с белорусскими номерами. У нас — 52 машины на 100 жителей, в Украине — только 28.

А какие коттеджи опоясывают наши города! По данным уже Минторга, в 2006 году белорусы активнее всего именно строили жилье и покупали машины. Бедные граждане бедной страны такого себе не позволяют.

«У кого жемчуг мелок, у кого щи жидки...» Есть и небогатые. Это они, главным образом пенсионеры, ворчат в столичных дворах: «Ишь, понаставили тут машин!» Дышать, мол, нечем! Ишь, дескать, наворовали! Конечно, несправедливо к ним повернулась жизнь. Сочувствую им. Которые, отпахав всю жизнь, даже к пенсии не смели рассчитывать на завалящего «жигуленка». А тут зеленые юнцы катят на «Ягуаре»...

Тем более есть бедные в провинции, откуда я еду. Но, сочувствуя, возражаю: столько не наворуешь! Столько (на такие машины и такие коттеджи) не украдешь. Не в нашей стране, которая годами показывает серьезный экономический рост.

Да, советские люди «умели жить». Витрины пусты, а столы в домах ломятся от дефицитных яств. И сейчас, конечно, не обходится без этого «умения». И все же подавляющее большинство и машин, и коттеджей заработаны! Десятки тысяч долларов за олимпийские медали или миллионы за игру в европейском клубе — большие, но честные деньги! Но если олимпиоников и выдающихся спортсменов — единицы, то бизнесменов и иных трудолюбивых, предприимчивых людей, которые зарабатывают побольше их, — многие тысячи.

Логика проста, как очевидна и тенденция. Успешный бизнесмен, чтобы быть еще богаче (чтобы на него работали хорошо), и платит щедро. Для этого молодые получают хорошее (наше!) образование. И знают: у них со временем будет все.

Машина сворачивает с магистрали к Борисову. Заканчиваю счет. Вести трудные разговоры в провинции (как в Шумилино и Борисове), а потом писать «проблемные» статьи мне гораздо легче, вспоминая этот досужий подсчет и выводы.

P.S. Упомянутые статьи — «Древо желания» нужно вырастить» и «Жесткий лен» — уже были опубликованы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter