Низкая торговая надбавка, качественные белорусские товары и фирменная улыбка — сельские продавцы знают, как привлечь покупателей

Щедрый чек в обмен на улыбку

В это сложно поверить, но жители и дачники в деревне Мочаны Логойского района целых 20 лет ходили за продуктами... домой к продавцу. И только месяц назад здесь распахнул свои двери современный и просторный магазин потребкооперации. А вот в деревне Лозки, которая всего в 30 километрах отсюда, стационарного магазина нет давно. Но сельчане не обделены: несколько раз в неделю приезжает автолавка, разнообразие товаров которой поражает даже искушенного городского жителя. О том, прибыльна ли торговля на селе, в состоянии ли Белкоопсоюз конкурировать с сетевиками и почему деревенские продавцы становятся для земляков почти родными, — в материале «СГ». 

Продавец магазина «Родный кут» в д. Мочаны Логойского района Наталья Крученок.

Жительница Мочанов Наталья Крученок — продавец с 30-летним стажем. Единственный в деревне продуктовый магазинчик Логойского филиала находился прямо в хозпристройке дома Натальи Болеславовны. 

— Выручка за месяц — около 20 тысяч рублей, — вводит в курс дела продавец. — Работала продуктовая лавка абсолютно законно.

За последние годы деревня заметно выросла: в живописном местечке Логойщины, которую иначе как «белорусская Швейцария» и не называют, пустующие дома и участки под застройку начали выкупать минчане и жители райцентра, появились многочисленные садовые товарищества. А потому вопрос об открытии стационарного магазина стал делом первоочередной важности. 


— Менее полугода велось строительство, и месяц тому назад новый торговый объект на 76 «квадратов» начал работу. Ну а я, как человек проверенный сложностями торгового дела и закаленный в полевых условиях, перешла сюда по наследству, — в шутку говорит Наталья Крученок. — Конечно, об уровне рентабельности пока говорить рано. Но за неполный месяц работы 18,5 тысячи выручки — считаю, неплохо. Опытным взглядом вижу, что людям нравится магазин: приходят часто, покупают много, оставляют заказы в том числе на стройматериалы. Все товары почти на 100 процентов белорусского производства. А значит, качественные. Торговая надбавка в среднем 18 процентов, в то время как в сетевых городских магазинах — около 30. Вполне можем конкурировать. 

И хоть за маской порой не разглядишь улыбки продавца Натальи Крученок, покупатели уходят из сельмага довольные.

Убедилась в этом воочию. Яйца — 2,18 рубля, томаты — 5,39, картофель — 0,65, бананы — 2,74, клементины — 4,29, яблоки — 1,12, сырокопченые колбасы высшего сорта — от 9 рублей за килограмм, икра красная — 21,84 рубля (в популярной торговой сети города за такую же баночку 140 граммов просят почти 25 рублей), макароны из твердых сортов пшеницы — 1,64 рубля (в Минске такие продают по 2,35), мука пшеничная — 2,20 руб­ля за 2 килограмма (аналогичный товар в столице стоит 2,79). Одним словом, для покупателей реальная финансовая выгода. Что особенно порадовало — продукция собственного производства предприятий кооперативной промышленности: моченые яблоки (2,5 рубля), клюква (5,99), натуральный мед (9,65). А также готовые замороженные мясные рулеты и фарш, полуфабрикаты: блинчики с творогом, ливером и другими начинками — от 5,5 руб­ля за кило, вареники с разными наполнителями примерно по той же цене. 


— Чтобы привлекать покупателей, тщательно следим за свежестью и качеством продуктов, постоянно расширяем ассортимент и регулярно проводим акции, — рассказала Наталья Болеславовна. — Ну и встречаем каждого с улыбкой.


Подтверждает слова продавца и местный житель Виктор Куницкий, который в магазин наведывается почти каждый день:

— Есть все, что нужно. Всегда свежий хлеб, большой выбор мясной продукции и молочки. Рыбы замороженной, правда, пока не наблюдаю. Но продавцы пообещали, что подвезут: не все еще успели...


А  вот жители деревни Лозки в магазин не ходят давно — ждут, когда автолавка сама подъедет к дому. Продавец Марина Поршнева колесит по району уже 17-й год. И везде ее встречают как родную. За рулем магазина на колесах — супруг. В паре, признается Марина Николаевна, работать веселее.


— Маршрута у нас три, протяженность разная. Сегодня, к примеру, по плану объезд шести деревень. Трудимся с понедельника по субботу, воскресенье — выходной. А как иначе? Жителей деревень, включенных в маршруты, знаю поименно. Порой даже в курсе их личных проблем: пока упаковываю товар, есть время перекинуться парой слов, — рассказывает Марина. — Кроме продуктов, вожу товары под заказ: у сельчан есть мой номер телефона. Все доставляем в лучшем виде. Однажды даже телевизор привозили: у пожилого человека не было возможности купить технику в городе самостоятельно.

За прошлый месяц наторговала 26 тысяч, получила чуть более 700 рублей. Но зимой всегда зарплаты ниже: во-первых, автолавка работает по каждому маршруту только два раза в неделю (летом — три), а во-вторых, дачники и многие местные на зиму уезжают в город и количество покупателей заметно сокращается. Летом выручка значительно вырастает, порой до 60 тысяч в месяц. Соответственно, увеличивается и зарплата. В горячую пору трудимся иногда по 10 часов в день. За многие годы сельчане стали не просто покупателями, а добрыми знакомыми, друзьями. 


К автолавке начинает подтягиваться народ. Жительница Лозков Тамара Харитончик здесь завсегдатай. А вот список покупок всегда разный. В этот день в продовольственной сумке пенсионерки хурма, мандарины, мармелад, молоко и сметана, хлеб, батон, коржики, конфеты, кусок свинины… Общий чек — чуть более 34 рублей. Тамара Харитончик говорит, что для такого количества продуктов итоговая сумма получилась вполне посильной: 

— Покупаю всегда много. На выходные приезжает сын, готовлю для него. Да и себя люблю сладким и фруктами побаловать. Наверное, последствия тяжелого детства… Продуктов вдоволь, пенсии хорошие и постоянно повышаются. Живи и радуйся каждому дню! Некоторым этого мало, я же считаю, что важно в обычных вещах видеть и находить повод для радости. Молодежь не знает, как нам жилось когда-то.

Жительница Лозков Тамара Харитончик встречает продавцов автолавки как родных.

Ценят жители деревни Лозки и доброе отношение к ним со стороны работников Логойского филиала, ведь приезд автолавки разнообразит тихую деревенскую жизнь:

— Можно и продуктов купить, и поговорить, и новостями поделиться. А продавцы у нас самые лучшие, на районной Доске почета висят! Когда-то руководство филиала хотело переставить Марину с мужем на другой маршрут, но мы, местные жители, их отстояли. Да и как иначе? За столько лет почти родными стали. 


КОММЕНТАРИЙ

Ольга Баринова, директор Логойского филиала Минского областного потребительского общества:

— В организации 673 человека, обслуживаем 108 стационарных объектов, 14 автолавок, 12 точек общепита, скотоубойный и колбасный цеха, небольшой хлебозавод, 2 кондитерских цеха. Производство достаточно большое. Планов много. Большие надежды на хлебозавод: несмотря на то что Минскхлебпром активно продвигает свою продукцию в том числе в Логойском районе, мы стараемся не отставать. Объемы скромные — 30—32 тонны хлеба в месяц, но мы постоянно совершенствуем рецептуру. Нарастили объемы по кондитерке: плюс 4 тонны к уровню прошлого года. Сделали серьезную конкуренцию по венским пирогам, которые производят в Смолевичах, начали производство чиабатты, бисквитных рулетов, пирогов со шпинатом и крем-чизом, тортов с имбирем. Одним словом, постоянно работаем над расширением вкусов. В ближайшем будущем — открытие гастролавки на месте старой кулинарии с частичной посадкой. Недавно приобрели аппарат шоковой заморозки, начали выпускать замороженные полуфабрикаты собственного производства — блинчики с начинками, пельмени, вареники, упростилось и производство голубцов, фарша, мясных рулетов.

В целом филиал работает рентабельно. Прибыль — 113 тысяч рублей. Сильно подпортил показатели коронавирус: сократились заказные мероприятия. Только за ноябрь потеряли 200 заказчиков. Но за счет качества продукции и низкой торговой надбавки нам вполне по силам конкурировать с сетевиками. 

kapustina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter