Щедрая «автогражданка»

После любой, даже «копеечной» автомобильной аварии неминуемо наступает день расплаты...

После любой, даже «копеечной» автомобильной аварии неминуемо наступает день расплаты. И если виновник — хочет он того или нет — вынужден отстегивать на ремонт из собственного кошелька, то второй участник ДТП зачастую переживает по другому поводу: хватит ли компенсации по «автогражданке»? «Можете быть уверены, — успокаивают специалисты. — Мы изменили подходы, чтобы страховая выплата была более полной». Однако как ведутся расчеты, большинство не представляет. Может, потому и сомневаются в правильности методики? А действительно, как не запутаться в многообразии запчастей, их стоимости и не обсчитать страхователя? Решение непростой задачи осложняется тем, что по нашим улицам ездят сотни марок, моделей и модификаций машин. Так кто может гарантировать, что выплаченная сумма совпадет с итоговой ценой на СТО?


— Она может и не совпадать, — огорошили меня в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Например, если недобросовестные сотрудники автомастерских включили в стоимость лишние детали, материалы или банально обманули клиента. Вот недавний случай. Нам в руки попал заказ–наряд, в котором черным по белому было написано: на крыло для ГАЗ–3307 потребовалось два литра краски. Но зачем столько? Этого хватит, чтобы покрасить капот, два крыла и еще останется! В другом случае новую (!) дверь ремонтировали за счет клиента. Какой–то нерасторопный работяга, видишь ли, наступил на нее. Однако при чем тут автовладелец? Так что совет может быть один: внимательно читайте договор.


В остальных случаях, по словам специалистов, компенсации хватает, чтобы привести автомобиль в порядок после ДТП. Если, конечно, владелец не везет древний «опелек» на фирменную станцию, а выбирает недорогую СТО. Так сказать, согласно статусу. Иногда, конечно, водители возмущаются: мол, откуда вы такие цены взяли, за эту сумму никто не возьмется делать ремонт. Ничего не поделаешь, приходится делиться со спорщиками адресами бюджетных сервисов.


Пробег на месте


— Вообще при расчете возмещения вреда учитывается множество факторов, — перечисляют специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию. — Но основной — это износ, который напрямую влияет на размер компенсации. Чем старше машина, тем меньше сумма.


Вроде бы все логично. Пробег неминуемо дает о себе знать: узлы и механизмы уже поистерлись за долгие километры. Однако тут нельзя не учитывать еще одно обстоятельство. Все–таки автомобиль автомобилю рознь. Подвеска «жигуленка» может начать сыпаться и через пять лет, а вот, скажем, «Мерседесу» в 123–м кузове ямы да колдобины хоть бы хны. Запас прочности у некоторых машин просто несопоставим! Компенсация, стало быть, тоже должна серьезно отличаться. Это будет справедливо. Но как определить фаворитов и аутсайдеров своеобразного рейтинга надежности?


Задача крайне сложная: ведь каждый автопроизводитель объявляет свою машину идеальной. Не судить же в самом деле по рекламным слоганам. Не знаю, как бы выкручивались страховщики без независимых автомобильных объединений, которые сейчас, по сути, выполняют роль третейского судьи...


Эксперты проводят сравнительный анализ и проверку заявленного производителем качества. Например, аварийные испытания на прочность и надежность кузова и средств безопасности. Невзирая на марку, загоняют машину на стенд и тестируют. А потом выставляют оценки. Но и это еще не все. Скрупулезно собирается статистика по отзывам, аварийности, поломкам. Этакий народный контроль качества!


Классический пример такого сообщества — немецкий клуб ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil–Club e.V. — «Всеобщий немецкий автомобильный клуб»), основанный больше века назад. В нем состоит около 16,5 миллиона человек! Выводам и оценкам авторитетн


ого объединения доверяют и любители, и профессионалы. Свою лепту ADAC внес, например, при классификации автомобилей по семи категориям пробега (цифровой код, определяющий степень надежности транспортного средства), на которые ориентируются и наши страховщики. К первой относят автомобили особо малого класса. Например, «Ниссан–Микра». К пятой и выше — БМВ 7–й серии, «Ауди А8». Разница износа между «сверстниками» из разных классов может достигать 25 процентов! Существенно...


— Зато подход стал более дифференцированным, — утверждает начальник отдела Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Но главное, ссылаясь на официальные данные, мы можем любому аргументированно объяснить, из чего складывается сумма страхового возмещения.


Среднее арифметическое


Еще одной сложностью было всегда рассчитать, во сколько обойдется покраска автомобиля. Любая царапина, появившаяся после столкновения, у нас считается ДТП, и во многих случаях расходы компенсирует страховка. Но опять же вопрос: как корректно вывести сумму? Она должна включать краску, полировку, оплату сотруднику СТО (ведь бампер нужно снять, потом установить обратно).


— Раньше для теоретического расчета стоимости материалов мы пользовались российской и немецкой компьютерными программами, — уточняют страховщики. — Но иногда суммы не хватало или мы, наоборот, переплачивали. Со временем рынок стал более конкурентным, и мы провели мониторинг цен на материалы, продаваемые дилерами, и вывели среднее значение. После корректировки данных проблема исчезла сама собой. Конечно, если на СТО вам выставляют цену на глазок, компенсации может и не хватить. Но это исключительно проблема автосервиса. Погрешность не должна значительно влиять на стоимость ремонта. Иначе это заведомо обман.


Услуга за услугу


Выбор достойного сервиса тоже зачастую зависит от суммы, выплаченной по «автогражданке». На хорошей СТО запросят солидное вознаграждение за услуги. На сервисе попроще «гонорар» работников, разумеется, будет поменьше. Все зависит от того, какой будет компенсация. Итак, кому получивший страховое возмещение сможет доверить ремонт поврежденного в аварии авто?


Оказывается, все зависит от срока выпуска машины. Если она сошла с конвейера меньше пяти лет назад, то ее владелец сможет отправиться на СТО достаточно высокого класса, где нормо–час оценивается в 84 тысячи рублей (без НДС). Вашей машине от 5 до 10 лет? А таких сейчас немало. Значит, предполагается, что ремонтироваться будете на сервисах, где нормо–час обойдется в 60 тысяч (без НДС). К третьему классу относят авто старше 10 лет. Их отправляют в автомастерские с тарифом 46 тысяч рублей за нормо–час (без НДС). «У каждого есть возможность отремонтировать машину именно на сертифицированном СТО. Мы никого не отправляем в гаражи, — подчеркивают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Хотя машины с многолетним пробегом, понятное дело, не могут рассчитывать на фирменный сервис. Их обслуживание там обойдется непомерно дорого».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter