В самопровозглашенных ДНР и ЛНР 2 ноября прошли выборы парламентов и глав республик

Шаткое равновесие Донбасса

В самопровозглашенных ДНР и ЛНР  2 ноября прошли выборы парламентов и глав республик
В самопровозглашенных ДНР и ЛНР  2 ноября прошли выборы парламентов и глав республик. Интрига закручивалась всю прошедшую неделю. Во-первых, не было уверенности в том, что эти выборы могут вообще состояться. Многие эксперты ожидали возможного наступления украинских войск или других провокаций, которые могли бы сорвать сам процесс.


Однако шаткое перемирие продолжается, и выборы состоялись, несмотря на протесты из Киева. Очевидно, решающую роль здесь сыграла позиция России. Накануне министр иностранных дел С. Лавров заявлял, что Россия поддержит проведение выборов в ДНР и ЛНР и рассматривает их как часть минских договоренностей. По всей видимости, на переговорах по поставкам газа в Украину этот вопрос также неформально увязывался с сохранением Украиной режима перемирия и проведением этих выборов. Успешное подписание газовых договоренностей, которые позволят Украине относительно безболезненно пережить зиму, как представляется, вынудило Киев быть более уступчивым в вопросах политического самоопределения непризнанных республик. Несмотря на то что риторика украинских властей остается крайне нетерпимой, официальный Киев не предпринял никаких реальных действий для срыва выборной кампании, которая стала свершившимся фактом.

Итоги выборов оказались вполне предсказуемыми: они закрепили власть фактических лидеров республик А. Захарченко и И. Плотницкого и поддерживающих их сил. По оценкам наблюдателей (среди которых были и представители стран ЕС и США), выборы прошли при высокой явке и без существенных нарушений.

Их проведение закрепляет новую политическую реальность, которая сложилась в Украине после отстранения от власти президента В. Януковича 22 февраля 2014 г. Фактически происходит распад единого политического пространства и оформление на территории Украины параллельных политических систем, основанных на прямо противоположных идеологических и геополитических ориентациях.

Впрочем, обстановка в Украине по-прежнему крайне далека от стабилизации, и дальнейшее развитие событий может идти по нескольким сценариям.

Основным фактором нестабильности остается то, что сложившийся по итогам минских договоренностей статус-кво в долгосрочной перспективе не удовлетворяет ни непризнанные республики, ни Украину. Украинские власти, очевидно, не могут смириться с самим фактом существования ДНР и ЛНР, рассматривая их как рассадник сепаратизма, который может перекинуться и на другие регионы Украины. Действительно, выборы в Верховную раду вновь зафиксировали раскол украинского общества, имеющий выраженное региональное измерение. В юго-восточных регионах высокие результаты показали «Оппозиционный блок» и другие силы, противостоящие прозападно-националистическому курсу украинских властей, а весьма низкая явка — наличие большого сегмента протестного электората, не видящего представителей своих интересов в рамках существующей системы. Очевидно, что ДНР и ЛНР, если станут долгосрочной реальностью, будут всячески использовать внутриукраинский раскол в своих интересах, подогревая протестные настроения в юго-восточных регионах.

Со своей стороны, ДНР и ЛНР, контролируя менее половины территории Донецкой и Луганской областей и имея крайне невыгодную конфигурацию рубежей, будут всячески стремиться к «оптимизации» своих границ. Официальные претензии самопровозглашенных республик ограничиваются территорией Донецкой и Луганской областей, однако остается и джокер в рукаве в виде проекта «большой Новороссии», включающей весь юго-восток Украины.

Все это говорит о том, что обстановка в Донбассе находится в состоянии крайне шаткого равновесия, которое может быть нарушено в любой момент, и начнется новый виток вооруженной эскалации.

Впрочем, не исключен и обратный сценарий, при котором ДНР и ЛНР оформятся в своем нынешнем виде, превратившись в долговременную политическую реальность наподобие Приднестровья. Учитывая наличие общей границы с Россией, оказывающей непризнанным республикам неформальную помощь, а также то, что ДНР и ЛНР досталась значительная часть экономического потенциала Донбасса, непризнанные республики смогут существовать в таком режиме неопределенно долго. Опыт других непризнанных государств на территории СНГ показывает, что счет может идти на десятилетия.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter