Эксперты не значит профессионалы. КГК заинтересовался: почему?

Шаткое экспертное мнение

Что бы вы сказали, если бы вас в больнице собрался оперировать учитель начальных классов, который прошел двухдневные курсы по хирургии? Думаю, бежали бы вы из той больницы, несмотря на боль в животе и угрозу перитонита, куда глаза глядят. А вот в других отраслях почему-то иногда можно подменять настоящих профессионалов, мягко говоря, дилетантами.


Недавно в Комитете государственного контроля Витебской области мне рассказали об итогах проверки дочернего республиканского унитарного предприятия «Госстройэкспертиза по Витебской области». Именно эта организация является главным экспертом при проверке градостроительных, архитектурных и строительных проектов. Цель экспертов — оценить каждый проект с точки зрения безопасности строительства и эксплуатации. И в то же время не допустить лишнего расходования средств. 

Помню, как не единожды приходилось разбираться с жалобами новоселов на те или иные проблемы в новостройках. И потом в своих ответах на критические материалы чиновники всевозможных рангов в качестве главного аргумента невиновности проектантов и застройщиков указывали бесспорное: проект, как и полагается, прошел госстройэкспертизу. То есть выводы последней обсуждению, а уж тем более оспариванию не подлежат априори!

Жаль, что я не знала о принципе работы тамошних специалистов раньше, иначе очень даже поспорила бы. Начальник управления КГК Сергей Лисенков констатирует: проверкой установлено, что на должностях экспертов, в том числе главных и ведущих, в областной «Госстройэкспертизе» трудятся люди, образование и стаж работы по профессии которых весьма сомнительны. Они не соответствуют требованиям, установленным законом. Например, вчерашний педагог занимается оценкой проектов по охране окружающей среды. Выпускник технологического института со специальностью, касающейся технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов, — профи в сфере проектов по энергетической эффективности. В дипломе ведущего эксперта по теплогазоснабжению обозначено: специалист холодильных и компрессорных машин и установок. Один главный эксперт окончил институт механизации сельского хозяйства, а сейчас оценивает работу специалистов по инженерному оборудованию, сетям и системам, инспектирует проекты, касающиеся объектов связи, сигнализации, автоматизации и диспетчеризации. Второй «главный» имеет два диплома — он инженер-преподаватель машиностроительных дисциплин, а также… политолог и преподаватель исторических дисциплин. Теперь этот человек — эксперт по организации и условиям труда. 

Да, все они люди уважаемые и достойные. Но как-то уж сильно хочется, чтобы сапоги все же шил сапожник, а не кондитер. А тех двух-трехдневных, как утверждают в КГК, курсов, после которых нынешним экспертам выдали корочки — сертификаты компетентности по курируемым направлениям, явно недостаточно. По крайней мере, для того, чтобы с полным моральным правом оценивать работу профильных специалистов, имеющих и соответствующее высшее образование, и стаж работы. 

Еще один немаловажный момент. 

При проведении госстройэкспертизы и определении ее себестоимости, рассказывают контролеры, организация имеет право на применение повышающего коэффициента. То есть поработали эксперты дополнительно, нашли варианты удешевления и оптимизации проектных решений, а значит, и экономии бюджетных средств при строительстве, — получите премию. Витебчане вариантов особо не искали. Удешевление было только тогда, если они находили ошибки проектировщиков. А вот коэффициент применяли в любом случае. И таким образом регулярно получали дополнительные денежки в виде премий за невыполненную работу. А в это время проектанты бюджетных объектов не стеснялись — явно переоценивали стоимость своей работы и смогли таким образом за два года необоснованно забрать из казны почти 400 тысяч рублей! 

Ладно бы эксперты направляли свое дополнительное вознаграждение на развитие собственного предприятия или другие ведомственные нужды. Но нет. Все «дивиденды» от незаконного применения повышающего коэффициента распределялись между работниками. Суммы, кстати, немаленькие. За два последних года общий фонд премиальных составил свыше 540 тысяч рублей. В итоге стоимость строительства удорожили, а вот качественную экспертизу проектов заказчикам обеспечить не смогли. 

Для наведения порядка в региональной госстройэкспертизе витебский Комитет государственного контроля готовит предписание. Хочется надеяться, что все предложения контролеров будут исполнены. Ведь очевидно, что столь ответственным делом, как выдача экспертных заключений по новостройкам, должны заниматься опытные и компетентные специалисты. Которые, как минимум, имеют хотя бы строительное образование. Тогда и на их «пироги» с «сапогами» никаких нареканий не будет.

a_veresk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter