Шашлыки по-белорусски на берегах Волги

Для белорусских предприятий актуально не только присутствие со своей продукцией в столицах России – Москве и Санкт-Петербурге, но и развитие связей с регионами. Эту цель и преследовала V Национальная выставка «Беларусь-2007» в Волгограде

Беларусь торгует почти со 150 странами. Почти  каждое крупное предприятие может похвастаться поставками в несколько десятков государств. Освоение новых рынков сбыта – хорошая перспектива для развития производства. Но основная доля экспорта промышленных товаров приходится на страны СНГ, среди которых стратегическим партнером является Россия. И в восточном направлении у наших производителей имеется серьезный потенциал для наращивания своего присутствия. Правда, не стоит забывать: понятие «российский рынок» фактически отвлеченная категория. Все-таки РФ занимает седьмую часть суши, 89 ее субъектов различаются по экономическому развитию, структуре производства, лежат в разных климатических поясах… Поэтому и потребности в каждом регионе свои. Как отмечают российские консалтеры, даже для них продвижение своей продукции в соседнем округе по усилиям в некоторой степени сопоставимо с выходом на иностранный рынок. Разве что таможенных и языковых преград не существует. Именно поэтому для белорусских предприятий актуально не только присутствие со своей продукцией в столицах России – Москве и Санкт-Петербурге, но и развитие связей с регионами. Эту цель и преследовала V Национальная выставка «Беларусь-2007» в Волгограде.

Говорить о результатах выставки, конечно, еще рано. Как отмечают специалисты, об эффективности участия в любой экспозиции можно судить только через 6—12 месяцев после выставки. Заключать контракты на стендах не принято. Как правило, ведутся предварительные переговоры, обмен информацией, подписываются протоколы о намерениях. А потом уже происходит более детальная проработка контрактов. Поэтому главное — посетители выставки заинтересовались белорусской продукцией.

Один из основных приоритетов в Волгоградской области — развитие сельского хозяйства. В этом году средняя урожайность составила уже около 30 центнеров зерновых с гектара. Это высокий показатель по сравнению с соседями по Южному округу. Например, в Самарской области собирают 7—8 центнеров с гектара. В ближайшие годы волгоградские сельхозпроизводители намерены серьезно обновить парк техники. А значит, белорусские МТЗ, МАЗ и «Гомсельмаш» имеют реальные шансы увеличить свое присутствие в этой области.

К нашей технике здесь относятся уважительно, и она пользуется спросом. Даже несмотря на наличие в Волгограде собственного тракторного завода, одного из старейших на территории бывшего Союза, возведенного в первую социалистическую пятилетку. Но местные тракторы, по словам специалистов, проигрывают белорусским. Во-первых, очень узкий ассортимент, ограниченный несколькими моделями. Во-вторых, функциональные возможности уже не соответствуют запросам современного сельского хозяйства. А поэтому местные пахари и предпочитают приобретать новые «Беларусы». Благо местные дилеры наладили неплохое снабжение запчастями. Кстати, волгоградские партнеры наших машиностроителей высоко ценят такое сотрудничество. Благодаря возросшему спросу в области они смогли за последние два года увеличить обороты своего бизнеса в три раза.

Второе стратегическое направление — строительство. В Волгограде много построек еще сталинской и хрущевской эпохи. Новых зданий в последние 15 лет возводилось не так уж и много. И местная власть решила серьезно взяться за строительство. Поэтому неподдельный интерес был проявлен к продукции «Могилевлифтмаша».

Имеются свои партнеры в области и у «Белшины», которая широкой номенклатурой своей продукции добавляет ассортимент местного шинного предприятия. Обоюдная заинтересованность во время выставки появилась у «Белвест» и волгоградских обувщиков. Несколько рамочных переговоров прошли на стенде гродненской фабрики «Акцент», которая специализируется на производстве перчаток. Для этого предприятия экспорт — вопрос экономического благосостояния. За последние годы удалось несколько увеличить продажи на белорусском рынке, но спрос на теплые перчатки в нашей стране падает год от года. Зимы мягкие, теплые, серьезная «защита» для рук требуется, по сути, 2—3 недели в году. А поэтому и потребительский спрос падает. В российских регионах погода все-таки более суровая. Поэтому гродненцы и стараются освоить новые рынки.

Одним из кульминационных мероприятий выставки стал круглый стол «Роль информационного пространства Союзного государства в развитии межрегиональных экономических связей Республики Беларусь и города Волгограда, Волгоградской области», организованный при поддержке Постоянного комитета Союзного государства. Ведь взаимный экономический интерес должен поддерживаться соответствующей информационной инфраструктурой. В этом направлении предстоит еще немало работы. Ведь оказалось, не так уж и «подробно» мы знаем друг друга. Конечно, у старшего поколения сохранились те или иные личные связи, воспоминания. Но сегодня на руководящие должности на предприятиях постепенно приходит молодежь, для которой СССР — это не страница личной биографии, а эпоха в истории.

Рискну предположить, что более тесное сотрудничество в информационной сфере смогло бы оживить и экономические отношения. За несколько выставочных дней выяснились кое-какие не­ожиданные и интересные характеристики волгоградского потребительского рынка, о которых, по-моему, никто из присутствовавших белорусов и не догадывался.

Руководителей предприятий и местной администрации восхитили бинокли производства «Бел­ОМО». Причем интерес был в том числе и потребительский: несколько увеличительных приборов были проданы прямо со стенда. Оказалось, что к оптике волгоградцы относятся очень уважительно, ибо славятся берега вдоль Волги отличной охотой и рыбалкой. Говорят, когда-то высокие партийные деятели даже на выходные прилетали на самолете из Москвы, чтобы насладиться местной природой. А хороший бинокль охотниками ценится, почти как ружье.

Еще одним хитом потребительских предпочтений стала белорусская электрошашлычница. Этот походно-кулинарный прибор выпускает БелАЗ в рамках Госпрограммы по развитию производства товаров народного потребления. Волгоградцам шашлычница настолько пришлась по вкусу, что выставочный экземпляр было впору продавать с аукциона. Оказалось, что на местном рынке такой товар пользуется спросом, но найти можно в основном китайского производства. Они и по конструкции менее удобны, и качество прихрамывает, да и стоят почти в два раза дороже белорусского варианта.

Конечно, замечательно, что белорусские товары могут удивить потребителей за пределами республики. Но это свидетельствует о необходимости более тесной информационной работы между отечественными производителями и потенциальными партнерами в российских регионах. Ведь экономическая жизнь развивается стремительно. Скажем, еще несколько лет назад в Волгоградской области работало несколько мебельных фабрик, а сегодня нет ни одной — закрылись. Значит, у предприятий концерна «Беллесбумпром» появилась реальная возможность наладить поставки. И качественный информационный обмен открывает новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter