Шашки наголо, кавалерия!

О кавалерии и кавалеристах написано немало. Но "белые пятна" в истории участия этого романтического рода войск в оборонительных и наступательных операциях Великой Отечественной войны на полях Беларуси остались. О них продолжает рассказ доктор исторических наук Алексей ЛИТВИН.*
О кавалерии и кавалеристах написано немало. Но "белые пятна" в истории участия этого романтического рода войск в оборонительных и наступательных операциях Великой Отечественной войны на полях Беларуси остались. О них продолжает рассказ доктор исторических наук Алексей ЛИТВИН.*

- Расскажите о каком-нибудь наиболее характерном эпизоде деятельности советской конницы?

- Наиболее полные данные о боевых действиях по ликвидации кавалерийского рейда мы находим в итоговом "Донесении о боях на территории тыла командующего тыла группы армий "Центр" за период с 24.07 по 11.08.1941 г." от 17.08.1941 г. Приведем некоторые выдержки из этого документа:

Обзор вражеских передвижений:

...Основные силы 32-й русской кд 24.07.1941 г. пересекли шоссе 1 и в последующие дни неоднократно атаковали охрану на ж/д Минск - Бобруйск и само ж/д полотно. 43-я и 47-я кавалерийские дивизии с 121-м кавалерийским полком 32-й кавалерийской дивизии предприняли попытку 27.07.41 г. вслед за 32-й кавалерийской дивизией пересечь шоссе 1.

121-я русская стрелковая дивизия с артиллерией и хорошо обеспеченная тяжелым оружием, неделями укрывавшаяся в лесах северо-западнее Слуцка, утром 6.08 появилась на шоссе 1 и прорвалась через него на юг.

Боевые фазы:

В сложившейся обстановке образовались следующие боевые фазы:

1) Местная охрана шоссе Р-1 и ж/д линии и оборона этих коммуникаций связи.

2) Окружение и уничтожение основных сил 32-й кавдивизии.

3) Наступление 162-й пехотной дивизии против 43-й и 47-й кавалерийских дивизий в треугольнике Оресса - Птичь.

4) Окружение и разгром боевой группы, возникшей из 121-й русской стрелковой дивизии, южнее шоссе 1 силами 252-й пехотной дивизии.

К п.1. 162-я пехотная дивизия, усиленная частями 252-й пехотной дивизии, корпусными частями, позже кавалерийской бригадой СС и полицией службы порядка, в ходе боев 25 и 26.07.1941 г. очистила от противника шоссе Р-1 и в последующие дни обеспечила от всех нападений противника с севера и юга. Движение по шоссе вскоре было восстановлено. 27.07 оставшиеся южнее шоссе Р-1 части 32-й кавалерийской дивизии атаковали шоссе Р-1, но были отражены с большими потерями в живой силе.

Под личным командованием командующего тылом, прибывшего сразу же после получения известий об этих боях на поле боя в дер. Симановичи, были подброшены новые силы и усилена охрана шоссе.

Полученные путем радиоперехвата данные о новых намерениях противника атаковать шоссе Р-1 силами 43-й и 47-й кавалерийских дивизий с юга не были осуществлены, так как противник не решился на такой шаг, повсюду натолкнувшись на сильную охрану.

Собственные потери: 22 рядовых убито; 1 офицер и 25 рядовых ранено; пропало без вести 3 чел.

87-я пехотная дивизия в это время охраняла всеми спешно подброшенными силами различного рода ж/д линию Минск - Бобруйск против ожесточенных атак 32-й дивизии. Местные охранные части (подразделения), например, охраняющие станцию Ясень, неоднократно попадали в тяжелое положение, однако все же противнику не удалось, за исключением отдельных мелких повреждений, которые быстро ликвидировали, основательно вывести из строя ж/д линию.

Собственные потери: 10 чел. убито; 17 чел. ранено.

К п.2. После того, как значительные силы 87-й пехотной дивизии обеспечили надежную охрану местной ж/д линии, 30.07 усиленные разведкоманды продвинулись в южном направлении и обнаружили основные силы кавалерийской дивизии. Кавалерийская дивизия начала отступление в восточном направлении против Березины и предприняла попытку вновь переправиться через реку. После неудавшейся попытки она вновь была обнаружена и окружена в лесу, севернее дер. Копча. И все же ей удалось в ночь на 3.08 обойти нашу охрану и снова уйти на запад.

Но в этот же день она была обнаружена севернее деревни Кохановки и вновь окружена. Завязались бои. Они закончились 5.08 мощным прорывом кавалерийской дивизии в северо-восточном направлении на дер. Селище. Там она была задержана охранениями спешно переброшенным бронепоездом 87-й пехотной дивизии и в течение дня оттеснена в лесной массив на дороге хутор Борки - Прудок.

В этой местности она утром 7.08.1941 г. была атакована со всех сторон и в ходе ожесточенного сопротивления полностью разбита.

В этих боях участвовали и постепенно перебрасывались следующие части: 3-й батальон 187-го пехотного полка, 2-й батальон 173-го пехотного полка, 2-й батальон 185-го пехотного полка, 187-й артдивизион, 187-й противотанковый дивизион.

Взято в плен - 815 чел. Трофеи: 10 орудий, 9 противотанковых пушек, 36 пулеметов, 17 минометов, 260 винтовок, 289 лошадей.

Собственные потери: 7 офицеров, 60 унтер-офицеров и рядовых убито, 8 офицеров, 119 унтер-офицеров и рядовых ранено.

К п.3. Между тем из радиоперехвата стало известно, что 43-я и 47-я кавалерийские дивизии русских южнее шоссе Р-1 потеряли желание переправиться через шоссе. Поэтому командующий тылом отдал приказ 162-й пехотной дивизии 31.07.1941 г. атаковать противника с линии Золон - Старые Дороги с одновременным наступлением крупной подвижной группы из направления Глуша через Глуск в юго-восточном направлении и отбросить кавалерийскую дивизию противника за реку Птичь.

Дивизия, отчасти в напряженных маршах, вечером 1.08 достигла линии Тройчаны - хутор Прусы - Рудничи - Березино - южнее Баяново. Очень плохие дороги и болотистые леса больше затрудняли продвижение, чем сопротивление противника. Противник неоднократно по непроторенным дорогам пробирался в тыл наших частей, в основном казачьими и кавказскими кавалерийскими подразделениями, которые зарекомендовали себя как смелые и стойкие бойцы.

Так, вечером 1.08.1941 г. во время одной из таких вылазок противник совершил внезапный налет на штаб дивизии, который попал в трудное положение и в ходе боя потерял большое количество автомашин, рацию, обоз и т.д., 2.08.1941 г. дивизия достигла линии Тройчаны - Селец - Андреево - севернее Клетно - Бояново - Катка.

Утром 3.08 левый фланг дивизии и передовой моторизированный отряд подполковника Шилинга, командира 236-го саперного батальона, отразил мощные атаки противника на дер. Катка и на лес южнее деревни, причинив ему большие потери, продвинулся вперед и захватил 5 длинноствольных орудий.

303-й пехотный полк штурмом овладел дер. Замосточье. Командир дивизии отдал приказ о взятии дер. Поречье и Борково и продвижении в центре на Заельницу и правым флангом до дер. Заболотье.

4.08.1941 г. подполковнику Шилингу удалось захватить дер. Поречье. В течение дня дивизия вышла на линию Репин - Заболотье - Борково - Поречье - лесной массив юго-восточнее дер. Поречье.

Командующий тылом, перед которым была поставлена задача прикрыть фланги 43-го армейского корпуса в предстоящем его наступлении 5.08 на Озаричи - Шатилки, отдал приказ о продолжении наступления при постоянном усилении левого фланга и преграждении р. Птичь.

Далее он приказал перебросить через Птичь на восток смешанное соединение численностью в 2 батальона с приданными ему группами таким образом, чтобы оно 5.08 смогло продолжить наступление восточнее Птичи на дер. Хойно.

Вечером 4.08 и в течение ночи противник неоднократно атаковал дер. Поречье и высоту южнее деревни с запада и юго-запада, неся при этом тяжелые потери. При этом был уничтожен атакующий эскадрон.

5.08.1941 г. части противника, переправляющиеся на пароме возле дер. Затишье, были взяты под прицельный огонь настолько, что только части из них, почти без транспортных средств, удалось уйти. В течение дня дивизия овладела новой территорией и достигла болота в 5 км юго-восточнее Заболотья. Так что уцелевшие части противника были окружены в районе, ограниченном с юга р. Орессой и с запада р. Птичь.

6.08.1941 г., насколько позволяла болотистая местность, этот район был прочесан с запада, севера и востока. Группы противника ушли в болото, другие были извлечены из ям, стоявшими в воде.

43-я и 47-я кавалерийские дивизии, а также остатки 32-й кавалерийской дивизии в основном обессилены. Они понесли тяжелейшие потери в живой силе и материальной части. И все же большой части солдат удалось укрыться в лесах, тем более что вечером 7.08 дивизия получила приказ немедленно выступать в направлении Бобруйска.

Взято в плен 800 чел. Трофеи: 15 противотанковых орудий, 21 пушка, 27 пулеметов, несколько передвижных радиостанций, множество пехотного огнестрельного оружия и патронов, 1.100 лошадей.

Собственные потери, включая подчиненные части: 9 офицеров, 69 унтер-офицеров и рядовых убито, 9 офицеров, 184 унтер-офицеров и рядовых ранено, 7 унтер-офицеров и рядовых пропало без вести. Выведены из строя, в основном в ходе боев, 19 легковых автомашин, 24 грузовые автомашины, 28 мотоциклов и радиостанций. Крупный ущерб причинен автомашинам и технике плохой погодой и проливными дождями.

К п.4. В районе 252-й пехотной дивизии 6.08.1941 г., в 2.00, соединение противника численностью примерно в 2.000 человек, вооруженное артиллерией и противотанковыми орудиями, двигаясь с севера, внезапно атаковало на шоссе Р-1 у дер. Омговичи, 19 км восточнее Слуцка, охраняющий шоссе 2-й батальон 472-го пехотного полка и прорвалось по дороге на Языль. Как выяснилось, это была 121-я стрелковая дивизия, которая неделями укрывалась от соприкосновения с противником в лесном массиве севернее шоссе Р-1, между Слуцком и Бобруйском. В дер. Языль дивизии преградила путь 1-я рота 307-го полицейского батальона, но понесла большие потери и вынуждена была отступить на Уречье. Противник исчез в лесах на р. Орессе юго-восточнее Уречья. (См. приказ по корпусу N 38.)

252-й пехотной дивизии удалось при постоянной поддержке и помощи со стороны командующего тылом и неутомимой деятельности ее командира, генерал-лейтенанта фон Бохм-Безинга, в течение 6 - 7.08 силами 452-го пехотного полка, 252-м противотанковым дивизионом, 2-м и 4-м дивизионами 252-го артполка, 252-м саперным батальоном, 2-м батальоном 472-го пехотного полка, а также 307-м (мотор.) полицейским батальоном и двумя ротами 316-го (мотор.) полицейского батальона окружить противника в треугольнике Уречье - Любань - Пасека.

Когда 9.08.1941 г. была проведена подготовка к сужению кольца окружения, противник внезапно атаковал располагавшийся на хуторе Добрица 2-й батальон 472-го пехотного полка, прорвал его оборону и окружил части батальона, располагавшиеся в общем восточном направлении, севернее и южнее идущей на восток дороги. В ожесточенных боях батальон понес огромные потери в живой силе, а во второй половине дня к тому же недоставало боеприпасов. Только благодаря ловкости полицейского пилота, сумевшего с наступлением темноты посадить самолет с боеприпасами на небольшом окруженном пятачке, у штаба батальона, под огнем противника, этот недостаток был ликвидирован.

Поздно вечером части 452-го пехотного батальона и еще 1 полицейская рота батальона высвободили батальон из окружения.

Противник сосредоточился на ручье, 6 км северо-западнее дер. Пасека, но благодаря прицельному огню 2-го дивизиона 472-го пехотного полка понес тяжелые потери и был вынужден оставить часть своей артиллерии и множество транспортных средств. Дальнейшие потери противник понес в месте сосредоточения от непрерывного заградительного огня 252-го артиллерийского полка.

Личной воздушной разведкой высшего начальника СС и полиции фон Баха 10.08.1941 г. противник был обнаружен, разбившись на несколько групп, в лесу западнее линии Старые Дороги - Рубежи. В первой половине дня была предпринята новая попытка окружения. На шоссе Р-1, по обе стороны Старых Дорог, было направлено заградительное соединение, сформированное командиром полицейского полка "Центр" из прибывших из 162-й пехотной дивизии частей передового отряда СС и полиции. Во второй половине дня 452-й пехотный полк начал наступление с юга и севера на окруженного противника. Вновь разгорелись ожесточенные бои.

11.08 лес был прочесан со всех сторон.

Противник бросил всю технику, избавился от оружия и по требованию командира и комиссаров разбежался по лесу. Он понес настолько большие потери убитыми и ранеными, что боеспособных частей этой бывшей 121-й стрелковой дивизии больше не существует.

Командующий тылом группы армий "Центр" Шенкендорф генерал инфантерии.

Как видно из приведенного документа, немцам было нелегко ликвидировать прорыв. И это при том, что они беспрепятственно снабжались оружием и боеприпасами, поддерживались силами авиационных частей. Каково же было советским кавалеристам, ведущим тяжелые бои в тылу немецко-фашистских войск, не имея боеприпасов и фуража для лошадей, в условиях постоянных преследований вражеской авиацией и непрерывных стычек с моточастями врага пробиваясь на юго-восток. И при отходе советские кавалеристы показали бесстрашие и высокие моральные качества. В ходе двухнедельного боевого рейда 32-я, 43-я и 47-я кавалерийские дивизии сковали боевую деятельность двух армейских корпусов и трех дивизий командующего тылом группы армий "Центр", нанесли большой урон резервам и тыловым частям. По ряду причин кавгруппе не удалось развить частичный тактический успех в оперативный. Ситуация могла быть совсем другой, если бы кавалеристы соединились с пробивающимися на восток частями 121-й стрелковой дивизии. Хотя кавалерийская группа и не полностью выполнила поставленную перед ней задачу, ее боевые действия совместно с ударами, наносимыми по врагу 21-й армией, отвлекли на себя значительную часть войск противника, связали их боем, создав серьезную угрозу коммуникациям 2-й немецкой армии.

Известно, что часть сил кавгруппы 5 августа прорвала фронт противника в направлении Озаричей и соединилась с частями Красной Армии. В этом направлении действовала 45-я пехотная дивизия 35-го армейского корпуса.

После выхода в советский тыл боевой путь дивизий продолжался. Они были пополнены людьми, вооружением, лошадьми. Интересно, что комиссаром конной группы в августе 1941 г. был назначен второй секретарь Полесского обкома КП(б)Б Федор Михайлович Языкович, а начальником политотдела - первый секретарь Октябрьского райкома партии Герой Советского Союза Тихон Пименович Бумажков. А.И.Бацкалевич командовал 32-м кд до 5 августа 1941 г., а затем его сменил А.П.Москаленко. В 1944 г. А.И.Бацкалевичу было присвоено звание генерал-майора. Он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями. Умер генерал 11 июля 1969 г. Сегодня одна из улиц поселка Липск носит его имя.

- Алексей Михайлович, вы сказали ранее, что Городовиков готовил еще одну операцию на территории Беларуси?

- Да, П.С.Карпачев в своих воспоминаниях пишет о том, что он отправился в район южнее Рославля, где сосредоточивались разгружающиеся на станции Унеча и ближайших разъездах 21-я горно-кавалерийская и 52-я кавалерийские дивизии. Оке Ивановичу поручалось из этих дивизий сформировать группу для действия в стыке между 13-й и 28-й армиями с целью задержать продвижение противника на восток по шоссе Могилев - Кричев - Рославль. Отметим, что 21-й гкд командовал полковник Я.К.Кулиев, а 52-й кд - полковник Н.П.Якунин. Кавгруппа из района Переволочно - Артемовка - Путимель нанесла фланговый удар в направлении Шумячи. Противник понес большие потери, благодаря чему был обеспечен отход войск 28-й армии из Рославля. Это еще одна малоисследованная страница участия кавалерийских дивизий в обороне Беларуси в июле - августе 1941 г.

Утром 4 августа командующий Центральным фронтом приказал войскам 13-й армии нанести удар с юго-запада по тылам врага и перерезать шоссейную дорогу Кричев - Рославль, в дальнейшем во взаимодействии с войсками 28-й армии освободить г. Рославль. Для этой цели привлекались войска 45-го стрелкового корпуса (генерала Э.Я.Магона), усиленного 132-й, 137-й, 121-й сд и 21-й гкд. Сосредоточившись на исходном рубеже южнее Шумятичи - Хотвиж соединения Э.Я.Магона утром 6 августа перешли в наступление и к 7 августа прорвались на Рославльское шоссе. Впереди наступавших была 21-я горно-кавалерийская дивизия под командованием полковника Якуба Кулиевича Кулиева. "Со своего НП я невольно залюбовался, как стройными колоннами, словно на параде, по три в ряд, лихо гарцевали всадники, эскадрон за эскадроном, - вспоминал С.С.Бирюзов.

8 августа войска 24-го и 7-го танковых корпусов германской армии разорвали оборону 28-й ск на рубеже реки Ложбянка и отрезали части Магона от остальных соединений 13-й армии.

На протяжении нескольких дней войска 45-й ск пытались вырваться из окружений (в ходе одной из атак погиб и сам командир корпуса), но в большинстве своем эти попытки закончились ничем. Добраться до основных сил удалось лишь частям 137-й и остаткам 132-й стрелковой дивизии.

После таких потерь 13-я армия была уже не в состоянии построить эффективную оборону, хотя она и развернулась на тактически выгодном оборонительном рубеже реки Сож. 12 августа войска 7-го армейского корпуса и 10-й моторизованной дивизии форсировали реку на участке Чериков - Пропойск и разрезали боевые порядки армии на несколько частей. Начались упорные бои под Галичами и Костюковичами, в ходе которых ослабленные стрелковые части РККА безуспешно пытались удержать закусившие удила войска вермахта. На следующий день в район боев прибыл 24-й танковый корпус, и остатки 13-й армии стали откатываться на юго-восток. Для них участие в битве за Белоруссию было закончено. На рубеже Галичи - Костюковичи вместе с частями 4-го вдк, 148-й, 6-й и вышедшей из окружения 137-й сд храбро сражались кавалеристы 50-й (полковник И.А.Плиев) и 52-й (полковник Н.П.Якунин) кавалерийских дивизий.

Могилы сотен тысяч советских воинов, в том числе кавалеристов, известных и в большинстве неизвестных, погибших летом 1941 г., разбросаны по всей территории Беларуси.

К концу 1941 г. в Советском Союзе было дополнительно сформировано более 80 кавалерийских дивизий. О мужестве и самоотверженности советских кавалеристов в годы войны свидетельствует тот факт, что 17 кавалерийских дивизий и 7 кавалерийских корпусов были преобразованы в гвардейские, большинству кавалерийских соединений были присвоены почетные наименования и они были награждены орденами.

- Спасибо за интервью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter