Приживется ли в Гродно водное такси?

«Шашечки» на катере

Несколько гродненских предпринимателей решили организовать поездки по Неману на маломерных судах. И получили добро. В городе прекрасно понимают: жизненно необходимо развивать на Немане водный туризм и туристическое судоходство пассажирского типа в формате специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал». Многое еще предстоит сделать: дополнительные затоны, причалы, разработать водные маршруты. С чем могут столкнуться новаторы? В вопросе разбиралась корреспондент «Р».

Предприниматель Андрей ОШКИН.

Движение по фарватеру

Навигационный сезон на канале стартовал еще в апреле. Белоснежный теплоход «Неман» пользуется особой популярностью у безвизовых туристов. Туристические фирмы чуть ли не дерутся за право покатать своих гостей по рукотворной артерии. Ради удовольствия горожан и иностранцев трудится и теплоход «Ольга Соломова». Вот и весь «пассажирский флот». Правда, в скором времени ситуация может измениться. Желающих развивать водный туризм пока не так много, как хотелось бы, но ниша уже активно осваивается. Около месяца назад от причала, возведенного возле здания бывшего Гродненского пивзавода, отчалило первое водное такси. Всех желающих в первый день катали на нем бесплатно.

Сам «плавучий автомобиль» выглядит очень импозантно. Бело-синий, с брезентовой крышей и окнами, которые легко снимаются, открывая мягкие сиденья со столиком посередине. На корме надпись —«Речное такси». На первых «плавучих автомобилях» отчалили от причала родные и знакомые владельцев маломерных судов. Смельчакам выдали спасательные жилеты. На борту судна есть все для обеспечения безопасности. Если возникнет длительная незапланированная остановка, то пассажиров обеспечат водой и питанием.

Пассажирам демонстрируют исторические снимки города и рассказывают об интересных объектах на берегах.
Бизнесмен Игорь Осипенко изначально приобрел понтонный катер для прогулок по воде с семьей, поэтому новое направление для него, скорее, хобби. Он сам сидит за штурвалом и отвечает на вопросы первых пассажиров:

— У моих друзей также есть маломерные суда. Решили, что прогулки по Неману на речном катере будут пользоваться спросом у горожан и безвизовых туристов.

— Долго ли пришлось оформлять документы?

— Очень помог горисполком. Быстро получили разрешение на хождение по Неману. Перед нами поставили задачу: построить пирс. И он появился. С 1 июня мы имеем полное право работать на воде.

— Что планируете показывать туристам?

— Ознакомительная экскурсия займет примерно около получаса. Конечно, будем плавать в направлении Старого и Нового замков. К старинной Коложской церкви, конечно, плыть гораздо интереснее, но там «плохой» Неман. Можно повредить судно. Надо очень хорошо знать реку: где расположены косы, где какая глубина. Вот видите там, у моста, вода будто бы бурлит. Это и есть коса. Туда идти нельзя, там мель. Идти можно только по фарватеру.

От пирса до пирса

Еще один ИП Андрей Ошкин — владелец быстроходного катера. Такой тип судна подходит для тех, кто любит прокатиться с ветерком. 27-летний гродненец с детства увлекался судоходством. Денег на большие катера не было, поэтому приходилось довольствоваться маленькими лодочками. Молодой человек вспоминает, с чего все начиналось:

— После армии оказался на отдыхе в литовском Друскининкае. Там и подсмотрел идею организации водного такси. В маленьком городке оборудовано два пирса. И вот такие маломерные суда очень активно катают людей. Решил попробовать сделать что-то подобное у нас. Продал машину, занял денег и приобрел катерок. Очень надеюсь, что за летний сезон удастся немного подзаработать.

— Какие технические характеристики у вашего речного такси? И вообще, права у вас есть?

— Мой катер может развивать скорость до 70 км/ч. Заливается в бак 95-й бензин. А вот права получить сложнее, чем на управление автомобилем. Но успокою вас, они у меня есть.

Неман приглашает туристов

Заместитель председателя Гродненского горисполкома Андрей Болтрик подчеркивает, что это только начало развития водной инфраструктуры:

— Чтобы все это заработало в полную силу, необходимо несколько составляющих. Первая — появление 7—8 причалов для маломерных судов. Один уже возведен, а к дальнейшему процессу их появления, возможно, будем привлекать частников. Вторая — должны появиться специальные помещения и навесы с услугами по хранению и обслуживанию этих судов. Третья — обустройство спусков на воду. В ближайшее время на противоположном берегу Немана на базе отдыха «Привал» появится современный комплекс для приема туристических судов. У отдыхающих будет возможность зарядить аккумуляторы, пополнить запасы воды, покушать и отдохнуть. Пока у нас в городе лишь три бизнесмена, получившие все необходимые документы для осуществления данного вида деятельности и разрешения на перевозку пассажиров. Вместимость судов — 10—15 человек.

Прибрежную полосу Немана возле базы отдыха «Привал» действительно скоро будет не узнать. Для малого речного транспорта активно строятся причал и 28-метровый прогулочный пирс, установленный на каркасе из железобетонных балок и колонн. Предусмотрена площадка для хранения маломерных судов, а также подъезд к месту спуска судов на воду. В спортивной зоне расположатся теннисный корт, баскетбольная площадка, а также площадки для пляжного футбола и волейбола. Здесь же появится еще один пляж, рассчитанный на 150 человек. Завершить строительные работы планируется в сентябре.



Заместитель генерального директора по идеологической работе и социально-бытовым вопросам ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» Павел Язубец говорит о скорых переменах:

— Наше предприятие вкладывает деньги в благоустройство мест для досуга гродненцев и наших многочисленных гостей, в том числе и на реке Неман. В городе по-прежнему нет культурно оборудованного места для спуска водных видов транспорта на воду. Мы приобрели первый катер на воздушной подушке. В настоящий момент также изучаем его востребованность у наших гостей.

Принеманский край с его увлекательной историей и природой вполне может стать центром притяжения для активного международного водного туризма. Когда-то давно река была активно эксплуатируемой водной артерией. Здесь вылавливали даже лосося и балтийских осетров. Вверх и вниз по течению на деревянных баржах доставлялись самые разнообразные грузы. Вряд ли эта история когда-нибудь повторится... Но начинается новая.

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter