Шаровая молния в резервуаре

В ТУ ВЕСНУ в Бресте это была первая гроза. Невероятная по силе и по тревоге, которую в теплый майский день испытали местные жители. Впрочем, все могло бы закончиться гораздо хуже. 3 мая 2008 года в четыре часа дня над городом нависла свинцовая туча, наплывшая с востока. Грянул первый гром. Возвращающиеся с работы люди спешили скорее добраться домой, чтобы не попасть под страшный ливень.

Три года назад брестские пожарные спасли город от большой беды. Сегодня нефтебазу выносят за безопасную черту...

В ТУ ВЕСНУ в Бресте это была первая гроза. Невероятная по силе и по тревоге, которую в теплый майский день испытали местные жители. Впрочем, все могло бы закончиться гораздо хуже. 3 мая 2008 года в четыре часа дня над городом нависла свинцовая туча, наплывшая с востока. Грянул первый гром. Возвращающиеся с работы люди спешили скорее добраться домой, чтобы не попасть под страшный ливень.

Гроза была сильной, с порывистым ветром и потоками воды, заполнившими улицы. В городе более чем на час было парализовано движение общественного транспорта, забилась ливневая канализация. А сразу после тучи над западной окраиной города вдруг заклубился черный дым. По городу тут же разнеслась тревожная весть: горит РУП «Беларуснефть. Брестоблнефтепродукт».

Как выяснилось, молния угодила в одну из емкостей, где хранилось почти 400 тонн бензина.

— Реконструкция событий после изучения записи камер видеонаблюдения, расположенных на территории нефтебазы, сразу же натолкнула на основную версию: источник беды — мощнейший электрический разряд молнии, который попал в один из хранящихся на территории предприятия резервуаров с топливом, — вспоминает начальник Брестского областного управления Константин Шернунович. — На пленке был виден сильный взрыв. Ударной волной крышу емкости, рассчитанной на тысячу кубометров нефтепродуктов, попросту сорвало. Из огромного стального     резервуара тут же вырвалось пламя. Первой в бой с огненной стихией вступила добровольная пожарная команда предприятия.

После полученного сообщения о случившемся Центр оперативного управления УМЧС направил к месту ЧП сразу 12 пожарных расчетов. По городу тревожно завыли сирены. Машины мчались к нефтебазе со всех аварийно-спасательных частей.

Пожар между тем быстро набирал силу и грозил городу очень серьезными последствиями. Рядом с горевшим резервуаром находились еще пять таких же. В них хранились тысячи тонн бензина и дизельного топлива. Страшно было даже подумать, что произошло бы, если бы пламя перекинулось и на них. Ведь в нескольких десятках метров от нефтебазы расположены многоэтажные жилые дома, с противоположной стороны — железная дорога и локомотивное депо со своими топливными резервуарами, а дальше — районы частной застройки, предприятия.

Жильцов близлежащих зданий эвакуировали сразу. Была запрошена подмога для тушения пожара, но до ее прибытия запорная арматура на поврежденном резервуаре неожиданно вышла из строя, и бензин начал выливаться наружу. Кроме бетонной стены обвалования, ограждавшей все шесть емкостей, огненный «ручей» уже ничто не сдерживало. Теперь спасатели — а в тушении пожара уже было задействовано 219 человек, более 60 единиц техники, 3 пожарных поезда Брестского и Барановичского отделений Белорусской железной дороги — все усилия направили на локализацию огня внутри обвалования. Емкости поливали водой из мощных лафетных стволов, десять генераторов забрасывали горящий резервуар тоннами пены. Но огненная лава то и дело просачивалась сквозь ее толщу, не давая сотрудникам МЧС ни секунды передышки. Только через два часа пламя наконец удалось локализовать. Без пятнадцати восемь вечера огонь, казалось, захлебнулся.

Однако затишье было недолгим. Через полчаса пламя вспыхнуло вновь из-за внезапно разрушившейся сливо-наливной арматуры на соседнем резервуаре. К тому времени пожарные, уже переставшие ощущать усталость и жар, исходящий от пламени, принялись тушить огонь. До наступления темноты создавали надежную защиту из пенной подушки, чтобы полностью погасить пламя.

Ночью началась откачка топлива из резервуаров. Обвалование было укреплено насыпью, течь из трещины деформированного от высокой температуры резервуара устранили, на нее был наложен бандаж, а сверху мешки с песком. Несколько суток на нефтебазе дежурили экипажи спасателей, потому что опасность возгорания все еще оставалась. Многие из них, кстати, потом были поощрены.

О черном дыме, заволокшем полнеба, и о пожарных, выстоявших в аду пламени, долго еще говорили в общественном транспорте, на рабочих местах. Сотрудница одной из местных газет Светлана Сосонная, живущая в доме рядом с нефтебазой, рассказывала, что несколько часов она вместе с сыном укрывалась на территории Брестской крепости. Там тогда собралось немало людей. Все они провели много времени в тревожном ожидании.

Пожар уничтожил один резервуар полностью, еще два повредил. Ущерб составил около миллиарда рублей. Но благодаря предпринятым мерам ни один литр топлива не попал в городскую ливневую канализацию. Все стоки с нефтебазы прошли через ее очистные сооружения. Проблем с нехваткой горюче-смазочных материалов в городе не ощущалось.

Причиной возгорания, как установила межведомственная комиссия, стала шаровая молния. От подобных сюрпризов природы громоотводы, увы, не могут защитить. Вскоре после этого чрезвычайного происшествия и на городском, и на областном уровне стали поднимать вопрос о выносе нефтебазы за черту города. Сейчас новый объект практически готов к эксплуатации. Его построили недалеко от остановки Митьки вдоль железнодорожной линии Брест — Влодава. Это относительно недалеко от города и в то же время — на безопасном расстоянии от жилых и производственных строений. На объекте создана вся необходимая инфраструктура, емкости для топлива возведены по новейшим технологиям. Над огороженными бетонным забором сооружениями возвышаются десятки мощных молниеотводов. Словом, теперь город сможет спать спокойно во время самых сильных гроз.

Александр КУРЕЦ, «БН»

Фото из архива УМЧС Брестского облисполкома

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter