Шаровая молния по имени Калягин

Завтра великому артисту — 70 лет

Завтра великому артисту — 70 лет


Коллеги называют его «шаровой молнией». Живой, как ртуть, он не приговорен к определенной роли. К определенному типажу. «Великий актер!» — говорят про него. А он мучается: «Что нового я открыл в профессии? Ничего. Я открыл самого себя. И — все!»


Завтра пройдет юбилейный вечер народного артиста РСФСР, художественного руководителя Московского театра «Et Cetera» Александра Калягина под названием «Праздник шута». Накануне юбилея мастер дал эксклюзивное интервью «СОЮЗу».


— Александр Александрович, в театральном музее имени Бахрушина открылась выставка «В главной роли — Александр Калягин». Там уникальные снимки: вы и Эфрос, вы и Смоктуновский... Любимов, Табаков, Чурикова, Вертинская... А какой снимок для вас наиболее дорог?


— На этот вопрос невозможно ответить.


— Почему?


— Здесь фотографии, на которых мои мама и папа, мои дети, мои друзья, мои учителя... Все они мной бесконечно любимы, и разве я могу сказать, кто дороже? Дороги все. Я ходил по выставке и думал, как счастлива была бы моя мама, как счастливы были бы мои тетушки, вся моя родня. Ведь все считали, что мальчик безнадежен, что никакая школа его не выдерживает, и единственный выход — учиться на фельдшера. И я поступил в медучилище, а потом работал на «скорой помощи». И все–таки стал артистом, и вот теперь в мою честь сделали эту прекрасную выставку. Казалось бы, всего два зала, а в них — вся жизнь. Это счастье.


— Как актер, которого знают и любят миллионы зрителей, вы сформировались в советское время. Чего вам не хватает из того времени?


— Молодости.


— В смысле?


— Я думаю, что все, кто тоскует по прошлому, тоскуют по своей молодости. По тем людям, которых уже нет рядом. Очень много потерь, наверное, их у каждого много. И вот это действительно больно. Что–то я успел сделать в советское время, но с завершением эпохи не завершилась моя жизнь. Уже в новой России я создал театр «Et Cetera», который в следующем году отпразднует свой 20–летний юбилей. Я возглавил театральный союз, и у меня появилось больше ответственности и уже не только за себя, как это было раньше, когда я сидел только в своей гримерке. Теперь у меня два рабочих кабинета: в СТД и в театре, и каждый мой день наполнен бесконечными проблемами, которые надо решать. И я стараюсь это делать, борюсь с дурными законами, отстаиваю права своих коллег, пишу письма представителям власти, встречаюсь с ними.


— Это трудно?


— Да. Но я человек азартный, и считаю, что если взялся за дело, то его надо довести до конца. Но «два кабинета» не означает, что моя гримерка пустует. Я много играю, и в последние годы сыграл роли, о которых, может быть, раньше и не смел мечтать. Это и Дон Кихот, и Шейлок, и Крэпп, и Просперо...


— В 1974 году на экраны вышел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где вы сыграли начальника железнодорожной станции Ванюкина. Творческое сотрудничество с режиссером успешно продолжилось в картинах «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эти роли, как и сами ленты, стали заметными явлениями отечественного кинематографа. А что не удалось сыграть на сцене или в кино?


— Я не сыграл Гамлета, хотя имел счастье репетировать с великим Анатолием Васильевичем Эфросом. Фильм закрыли на телевидении. Ну и что? Разве обязательно в биографии каждого артиста должен быть Гамлет или Лир? Потом я у Эфроса сыграл Протасова в «Живом трупе» и Оргона в «Тартюфе». И это было огромной удачей работать с таким мастером. А в моей жизни было много режиссеров, с которыми работать было счастье. Вот это действительно важно. Не знаю, может, у кого–то по–другому, я никогда не мечтал о какой–то роли. Как говорит мой друг драматург Александр Галин: роли сами находят артистов.


— Кто герой сегодняшнего времени?


— Наверное, герои есть, но сегодня почему–то их мало в кино и нет в театре. Необходимы обобщения, которые еще не сделаны искусством.


— Какого зрителя вы ждете? Умер ли настоящий зритель?


— Настоящий зритель есть, он есть всегда, во все времена. И во все времена зритель разный, но в театре эти разные люди объединяются, во всяком случае так происходит на талантливых спектаклях.


— В Международной летней школе СТД как–то вы сказали на мастер–классе, что задача Международной летней театральной школы — «чтобы каждый из стен этой школы вышел со своей школой». Это удается?


— Международная театральная школа СТД РФ, на мой взгляд, делает свое великое дело. Во–первых, в школе молодые артисты получают уроки от лучших, я бы сказал, выдающихся мастеров нашего театра. Они приобщаются к русской культуре, обогащаются традициями великой русской театральной школы. И каждый из них, осваивая этот опыт, не механически присваивая, а именно осваивая, переваривая через себя, через свою школу, становится на одну ступень выше, обретает иной уровень мастерства. Это очень важно. Второе. Через этих ребят мы пропагандируем свою культуру, через них знакомим мир со своим театром. И третье. В нашей школе, как правило, зарождаются дружеские отношения, которые не заканчиваются в Москве, а продолжаются. Люди переписываются, встречаются, и так ширится пространство театра, преодолеваются границы между разными странами.


— В 2006 году вам была вручена премия Союзного государства в области литературы и искусства, которая учреждена сразу двумя странами — Россией и Беларусью. Как вы оцениваете сегодняшний потенциал белорусского театра?


— Мы связаны с Беларусью родственными узами. Не буду обманывать, я давно не был в Минске, в других городах Беларуси. Верю, что потенциал белорусского театра по–прежнему велик, что театр развивается, живет интересно.


— В чем отличие славянского театра от европейского?


— Что касается отличия славянского театра от европейского, то мне кажется, европейский театр — это театр формы, может быть, мысли, но не живого человека и живых чувств. А русский театр, славянский театр — это театр боли, сострадания, сопереживания.


Строки биографии


Александр Калягин родился 25 мая 1942 года. Он был единственным и поздним ребенком в семье. Его отец, историк, умер вскоре после рождения сына, успев лишь дать ему имя. Мама, лингвист, владела пятью иностранными языками. Детство Калягина прошло в Москве в Малом Харитоньевском переулке. Несмотря на то что он хотел стать артистом, мама настаивала на получении «нормальной профессии». И Александр, окончив медицинское училище N 14, работал фельдшером на «скорой помощи». В 1962 году Калягин поступил в Высшее театральное училище имени Щукина. Начинал свою карьеру в Театре на Таганке. В 1970 году был приглашен Олегом Ефремовым в «Современник», а затем вместе с ним ушел во МХАТ, где проработал около тридцати лет. В 1993 году создал собственный театр, на счету которого множество премьер. На этой сцене он выступает и как постановщик, и как актер.


Авторитетные мнения


Сергей Юрский, народный артист России:


— Саша — шаровая молния. Определение соответствует особенностям его характера, таланта или поведения. Саша — движущийся загадочный светящийся шар, в котором таится неизвестная и до сих пор не исследованная энергия громадной силы.


Евгений Стеблов, народный артист России:


— Калягин очень внимателен к традиции, потому что театра без традиции не существует, и к новаторству. Излишний консерватизм порождает застой, излишняя увлеченность авангардом влечет сожжение под ногами почвы.


В 1996 году театральная общественность страны избрала Александра Калягина председателем СТД РФ. Я с трудом представлял, как можно соединить яркий талант артиста с талантом руководителя. А оказалось, что это тот редкий случай, когда Саша ярок и там, и там. Калягин потрясающий руководитель. У него аналитический ум. Он человек с большой самоиронией. Добрый по отношению к другим людям. И в то же время у него есть хватка. Я с восхищением наблюдаю, как он развязывает узлы, которые ему подсовывает судьба. Наконец, Калягин много сил тратит, чтобы восстановить утраченные культурные связи. В Москве скоро будет проходить VI Международная театральная школа СТД РФ. Уже более 400 молодых артистов из стран СНГ, в том числе и белорусы, подали заявки на участие.


Татьяна Хорошилова


sh@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter