О развитии снукера при Белорусской ассоциации бильярдного спорта

Шаром покати

Благодаря постоянным телетрансляциям мы, кажется, изучили этих мастеров снукера лучше, чем собственных соседей...

Ронни О’Салливан, Джон Хиггинс, Шон Мерфи, Нил Робертсон, Джадд Трамп, Марк Селби... Благодаря постоянным телетрансляциям мы, кажется, изучили этих мастеров снукера лучше, чем собственных соседей. Но много ли белорусских игроков мы знаем? Болельщики, внимательно отслеживающие новости на информационных лентах, возможно, назовут Яну Шут (на снимке) и Анастасию Тумилович, которые в конце марта завоевали «бронзу» на командном чемпионате Европы в Сербии. И на этом, пожалуй, все.


Как трава пробивает асфальт, так и Яна Шут, несмотря на, казалось бы, всю бесперспективность увлечения снукером, идет к своей мечте: когда–нибудь играть профессиональные турниры. А что? В мейн–туре женщины могут соревноваться наравне с мужчинами. Почему не помечтать? В свои 15 Яна уже имеет разряд мастера спорта, на равных конкурирует с куда более опытными снукеристами. И, главное, желания у нее столько, что диву даешься. Девушка тренируется каждый день, усердно штудирует техническую литературу (в снукере без этого никак, ведь не зря многие называют его «шахматами на бильярдном столе»), просит совета у всех, кто его может дать. И однажды даже побывала за одним игровым столом с такими признанными мастерами, как Марк Уильямс и Джо Перри. Дело было на прошлогоднем чемпионате Европы в Даугавпилсе. Звезды первой величины давали на этом турнире показательный мастер–класс. В одном из матчей Джо Перри играл в паре с представительницей Латвии Татьяной Васильевой, а Марк Уильямс выбрал себе в напарницы Яну Шут. Сама она может рассказывать о том своем опыте бесконечно: «Это была фантастика! Я выходила к столу после Перри. Сильно волновалась, чтобы не подвести Уильямса. Но вроде бы со своей задачей справилась неплохо. Даже несколько шаров в лузу положила».


Контакт с профессионалами из мира снукера не ограничивается выставочными матчами. Например, блестящий игрок, а теперь тренер снукерной академии Шеффилда Алан Тригг уже несколько раз давал в Минске семинары. Неоднократно бывали у нас Бен Вулластон и самый харизматичный судья мейн–тура Ян Верхаас — в июле он приедет к нам для того, чтобы отработать в качестве судьи на Открытом кубке Минска... В общем, белорусский снукер — не вещь в себе. И руководитель направления развития снукера при Белорусской ассоциации бильярдного спорта Сергей Васильев, конечно, видит в этом позитив:


— Проблем много. Но несмотря на слабое финансирование, дефицит тренерских кадров и столов, мы стараемся развиваться. Один из шагов в этом направлении — на базе бильярдного клуба по минской улице П.Бровки уже пару лет функционирует детская школа снукера, в которой двое действующих снукеристов обучают около 20 детей. Услуга эта платная, но стоимость вполне демократичная: 350 тысяч рублей за 12 — 13 занятий в месяц. Профессиональные британские игроки, для сравнения, с самого раннего детства проводят у бильярдного стола по 3 — 4 часа ежедневно, но надо же и нам с чего–то начинать.


— Чем еще, помимо недавнего успеха Яны Шут и Анастасии Тумилович на чемпионате Европы, мы можем гордиться?


— Судейский корпус у нас один из самых мощных на постсоветском пространстве. Трое наших рефери имеют вторую международную категорию, еще шестеро — третью. В Европе мы на хорошем счету — постоянно приглашают судить. Татьяне Куземкиной пару лет назад доверили обслуживать финал чемпионата мира среди любителей. Татьяна Торчило, сейчас Вулластон, — жена Бена Вулластона, регулярно привлекалась к судейству профессиональных турниров.


Наши снукеристы пока похвастаться такой причастностью к касте избранных не могут. Но есть энтузиасты, которые горят идеями. Поэтому хочется верить, что рано или поздно мы сможем поболеть за своего земляка на чемпионате мира среди профессионалов.


Выписка из правил снукера


В начале игры на игровом столе находятся 15 красных шаров, расставленных в пирамиду, и 6 цветных шаров, каждый из которых расположен на своей отметке. Белый шар (биток) используется для ударов по шарам — у каждого есть своя стоимость: красный — 1 очко, желтый — 2, зеленый — 3, коричневый — 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7. Проводя серию, игрок должен чередовать удары по красному и цветному шару. Максимальное количество очков за одну серию — 147. Во фрейме побеждает тот, кто наберет больше очков. А вообще для общей победы в матче надо выиграть определенное количество фреймов (на разных турнирах оно отличается).


Юрий СЕРГЕЕВ.

 

Советская Белоруссия №93 (24230). Пятница, 24 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter