Сельская газета

Шариком по стеклу

Говорят, страховку после ДТП не получишь, если на автомобиле с шипованной резиной не было знака «Ш»?

С 1 ДЕКАБРЯ по 1 марта белорусы должны ездить только на зимней резине. Одни выбирают традиционную «липучку», другие предпочитают шипованную — для пущей безопасности. Так поступил и Анатолий, наш читатель из Ушачского района. Но, как оказалось, у безопасности проявился побочный эффект. Анатолий попал в ДТП, виновным признан водитель, который ехал позади и не соблюдал безопасную дистанцию. Машина получила серьезные повреждения, а в выплате возмещения Анатолию в страховой компании отказали якобы потому, что на его машине отсутствует знак «шипы». Так ли это?

САМЫЕ первые шипованные шины появились во Франции еще в 1933 году и получили широкое распространение, ведь с ними автомобиль в условиях гололедицы вел себя более уверенно. Это новшество по достоинству и оценили водители. Но в 1975-м в ряде стран шипованную резину запретили из соображений все той же безопасности. Было доказано, что в канавках, оставленных шипами на льду, собирается вода, образуется пленка и резко возрастает риск аквапланирования, когда шина буквально едет по воде, отделяющей ее от дорожного покрытия. Опасность ситуации в том, что транспортное средство теряет управляемость.

Тем не менее использование ошипованной резины в Беларуси, как и в России, разрешено. Нет запретов в Латвии, Литве, Норвегии, Великобритании – там, где зимы более суровые и длительные. В Австрии на такой резине могут ездить только транспортные средства весом до 3,5 тонны. При этом действует ограничение скорости: до 100 — на автобанах и до 80 километров в час – на других дорогах. Другим транспортным средствам запрещено «обуваться» в шипы, но если на дорогах снег или гололедица, они обязаны на колеса надевать цепи. Разрешены шипы и в Бельгии, только при этом водителям придется снизить скорость еще больше: 90 км/час на автомагистралях и всего 60 – на других дорогах.

В Германии, Польше, Португалии, Нидерландах, Чехии «зубастые» шины вне закона, но не столько из-за безопасности, сколько из-за состояния дорожного покрытия: шипы его сильно повреждают. И если возникнет необходимость из Беларуси добраться до Австрии транзитом через Польшу, а на авто шипованная резина, чуда ждать не придется. Вас попросту не впустят в Польшу.

Следует понимать, что отличается такая резина от обычных «липучек» не только присутствием шипов противоскольжения, количество которых достигает 150 штук в одной шине. На обледенелых участках она обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и, соответственно, максимально эффективное торможение. Без нее сложно обойтись жителям небольших населенных пунктов, где заснеженные улицы, заледенелые спуски и подъемы вполне обычное явление. По результатам исследований при скорости 60 км/час на снегу тормозной путь сокращается на 2—3 метра, а на льду – до 10 метров по сравнению с обычной зимней резиной без шипов. Поэтому вполне резонно предупредить позади едущих водителей о том, что, пока они будут тормозить, вы уже встанете как вкопанный. Тем более что шипы могут выпадать и на скорости влетать в лобовое стекло позади идущего транспорта. Только предупреждать нужно не жестами или «аварийкой» — специальной наклейкой с буквой «Ш», которая крепится сзади машины, обычно на стекле. Это требование белорусских ПДД. За отсутствие этого знака «Ш» придется заплатить штраф 0,5 базовой величины.

Несмотря на явные преимущества, шипованная резина может доставить автовладельцу немало хлопот. Первые полтысячи километров на совершенно новеньких шинах следует избегать всякого лихачества на дороге и уж тем более резких маневров, так как происходит обкатка, и шипы будут поудобнее усаживаться в своем гнезде. К тому же эта резина более шумная – это вы почувствуете сразу, как только переобуетесь. Придется смириться — ничего не поделаешь. Гораздо хуже, что сами шины бывают небезопасными. Например, на голом асфальте коэффициент сцепления гораздо ниже, машина начинает скользить, в результате тормозной путь становится длиннее. Поэтому следует зарубить на носу: чем лучше машина тормозит на льду, тем хуже себя ведет на чистом асфальте.

ЧТО будет, если машина на шипованной резине попадет в ДТП? На определение виновной и пострадавшей стороны отсутствие знака «Ш» никак не повлияет: в первую очередь сотрудники Госавтоинспекции изучат объективные причины происшествия. Если водитель не виноват в ДТП, отсутствие наклейки «Ш» повлечет лишь штраф, но не более того. Что касается выплаты страховки, в Белгосстрахе нам пояснили, автовладелец ее получит при единственном условии: водитель транспортного средства должен быть невиновным в случившемся ДТП – это должно быть указано и в справке, выданной сотрудником ГАИ.

syritskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...