Шарики да ролики

Как  руководство  едва  не  довело  до  банкротства  крупное  госпредприятие

Как  руководство  едва  не  довело  до  банкротства  крупное  госпредприятие

…В начале 2002 года экономика Минского подшипникового завода хромала на обе ноги. Огромные задолженности и отсутствие оборотных средств поставили предприятие почти в патовое положение. Поставщики не хотели в очередной раз давать металл в долг, требуя оплаты  прежних поставок, а рассчитаться было невозможно, так как не было сырья для производства. Замкнутый круг. Выход был один – поиск мощного инвестора, согласного вложить солидные деньги, чтобы вновь запустить конвейеры на полные обороты. 

Спасение, казалось бы, пришло в феврале 2002-го в облике московских коммерсантов. Естественно, дать деньги (и немалые!) россияне были готовы только при некоторых условиях. Главное, что они потребовали, – статус официального дистрибьютера, что в числе остальных преференций давало право на приобретение подшипников с 30-процентной скидкой. Завод это условие принял. Кроме заключения дистрибьютерского договора, были расторгнуты такие же договоры со многими другими российскими фирмочками, до этого пользовавшимися льготами МПЗ. 

Минское предприятие тоже внакладе не осталось. Сразу же был заключен и второй договор — бартерный, по которому москвичи обязаны были поставить металл для работы и сделать предоплату за поставку уже имеющейся на складе продукции. 

Из приговора суда: 

«Первоначальные условия договоров при их соблюдении вообще не предполагали возможности возникновения задолженности завода перед ЗАО «Экспобизнес ХХI». Вместе с тем с самого начала сотрудничества в финансовых отношениях между заводом и ЗАО не соблюдалась договорная дисциплина». 

Сейчас трудно восстановить события четырехлетней давности, поэтому осталось невыясненным, почему уже через месяц условия бартерного договора изменились. Предпоставку металла «вдруг» отменили. Подшипники отправили в Россию под будущее прибытие в Минск металла. 

Расчеты за уже произведенный товар было решено частично произвести векселями российских предприятий. Вместо «живых» денег в финансовый отдел от «Экспобизнес ХХI» поступили разноцветные бумажки, вроде бы означавшие обязанности нескольких московских фирм оплатить их немедленно по предъявлении к оплате. Проще говоря, этакие долговые расписки. Больше того, стороны полюбовно договорились, что завод не будет предъявлять эти расписки к оплате раньше декабря, то бишь расчет затягивался минимум на полгода. Все это время финансовый отдел накапливал отпечатанные на цветном принтере «расписки», хотя по бухгалтерии факт оплаты проходил в полном объеме, так как векселя – общепризнанное в мировой практике платежное средство. 

К декабрю же 2002 года московские коммерсанты подрастеряли солидность и отказались принимать выданные ранее векселя к оплате, на словах обещая сделать это «как-нибудь потом». В результате был уволен директор завода по маркетингу, который привел столь необязательных партнеров на предприятие. 

Руководитель МПЗ начал лихорадочно искать пути вывода злосчастных «бумажек» из оборота завода, но вместе с тем… как-то обреченно продолжал их принимать. К февралю 2003 года таких расписок, которые с большой натяжкой можно вообще назвать векселями, собралось на 80 миллионов российских рублей – без малого 3 миллиона долларов! 

Тогда же, в начале 2003 года, представился случай еще раз убедиться в непорядочности московских партнеров. В обход договоренности о создании в России совместного с МПЗ предприятия «Торговый дом «ГПЗ-11» они учредили собственное ООО с точно таким же названием. Следует пояснить, что именно так – ГПЗ-11 – назывался минский подшипниковый завод во времена СССР. И уже тогда именно этот бренд завоевал добрую репутацию традиционно высоким качеством своих изделий. Поэтому его возрождение становилось сильным подспорьем для работы обладателя не забытой еще марки. Чем и воспользовались москвичи, извлекая впоследствии немалую прибыль от торговли от имени вновь созданного «торгового дома». Но даже это деловое предательство не смутило белорусскую сторону. 

Из приговора суда: 

«С начала весны 2003 года сотрудничество ОАО «МПЗ» и ЗАО «Экспобизнес ХХI» пошло на убыль, хозяйственные операции приняли разовый характер. Несмотря на пролонгирование договоров и наличие в кассе векселей, в это же время началось активное сотрудничество с ЗАО «Торговый дом «ГПЗ-11», руководителями и учредителями которого являются те же лица, что и ЗАО «Экспобизнес ХХI». 

На протяжении 2003—2004 годов руководство МПЗ смогло вернуть в Москву часть липовых векселей. Но в итоге 53 миллиона российских рублей все равно остались в кассе завода в виде разноцветных листков бумаги с печатями и обязательствами фирм-однодневок, чей «один день» уже давно прошел. 

Теоретически, был еще шанс через суд предъявить претензии в Москву. Но даже претензионную работу руководители толком наладить не смогли. 

Из приговора суда: 

«Вся претензионная работа в отношении векселей состояла на заводе в нескольких письмах, подготовленных почти за 2 года. Юридический отдел завода в претензионной работе задействован не был, хотя это прямо предусмотрено внутренними документами предприятия». 

Теперь же последние сроки, когда еще можно было бы затеять судебную тяжбу, потихоньку истекают… 

Вексельное безобразие прекратилось лишь в конце 2004 года. Именно тогда на МПЗ пришла проверка Комитета госконтроля. Дело в том, что незадолго до этого в правительство Беларуси поступило инвестиционное предложение от тех же дистрибьютеров-москвичей, которые предлагали… выкупить долги Минского подшипникового завода в обмен на долю в  МПЗ. Причем долю не малую – более 30 процентов! Естественно, когда контролеры обнаружили результаты их сотрудничества с МПЗ за последние пару лет, никаких разговоров о допуске россиян к управлению заводом уже быть не могло. Департамент финансовых расследований КГК справедливо посчитал, что в такой «работе» есть основания для возбуждения и расследования уголовного дела. 

…Со скамьи обвиняемых приговор слушали четверо. Больше всех, как и положено, досталось генеральному директору. Валерий Пенза приговорен к 6 годам колонии. Директор по маркетингу Виктор Кононович и начальник финансового отдела Николай Юргель, которые не только были в курсе вексельной круговерти, но и сами приложили к ней руку на том или ином этапе, отправятся за решетку на 3,5 года каждый. 

Заключения избежал лишь директор по экономике Александр Прохорчик, который хоть и знал обо всех махинациях, но играл роль этакого зиц-председателя. Он формально имел полномочия и права на противодействие аферам, но против коллег выступить не решился. За это три с половиной года он проведет в условиях ограничения свободы. 

Осужденным предстоит погасить немалый иск в пользу государства – 6 миллиардов рублей. Именно такой ущерб они причинили заводу своими махинациями с векселями. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter