Почему Польша и страны Балтии обостряют отношения с Беларусью и разрушают деловые контакты между нашими государствами? Что в основе их политики? Об этом и многом другом в беседе с политологом Петром Петровским.
Делать шаги навстречу
— Официальная Варшава наконец-то увидела основания для решения «самых трудных проблем» между Польшей и Беларусью. Об этом на днях сообщил глава МВД, министр-координатор спецслужб Польши Томаш Семоняк. Что кроется за этим заявлением?— Польша находится сегодня в противоречивом положении. С одной стороны, декларируется непримиримая позиция в отношении официального Минска, с другой стороны, от подобной политики страдают прежде всего экономика и граждане нашей западной соседки. Так, в прошлом году предприниматели только Подлясского воеводства потеряли 124,5 миллиона евро прибыли из-за закрытия Польшей своих погранпереходов. Пока складывается впечатление, что на тамошние элиты влияет не польский, а заокеанский бизнес.
Польская сторона пытается перебросить всю ответственность за нынешнюю ситуацию на Беларусь. Мол, белорусы, давайте защищайте нашу границу от нелегальной миграции. Однако причиной нынешних сложностей является разрыв договора о реадмиссии между ЕС и Беларусью, который и регулировал борьбу с нелегальной миграцией. И здесь, если Польша хочет цивилизованно решить вопрос безопасности на своих границах, просто следует вернуть действие Договора о реадмиссии между нашими странами.
— Зачем Польша продолжает идти и дальше на обострение отношений с нами и пытается переложить ответственность за это на нас?
— Это такая политическая технология, когда национальная экономика демонстрирует падение, и ситуацию надо либо замалчивать, либо исправлять. И если второе не получается реализовать, то берется первый сценарий. Вместо обсуждения высокой инфляции, роста безработицы, массовых увольнений предлагается нагнетать обстановку темами нелегальной миграции. Второй момент, который нельзя сбрасывать со счетов, это милитаризация пограничных с Беларусью территорий, которую производит Варшава. Она легализует использование огнестрельного оружия на границе против мигрантов. В пограничных воеводствах постоянно проходят массовые военные учения. И все это объясняется якобы борьбой с массовой нелегальной миграцией с востока. И это в тот момент, когда премьер-министр Туск подписал Миграционный пакт ЕС, согласно которому Брюссель централизованно будет размещать в Польше мигрантов из западных стран. С начала года в Республику Польша по этой программе уже поступило около 4000 просителей убежища.
В политике важно доверие
— На фоне подобных заявлений Беларусь открыла свои границы не только для граждан Польши, Литвы и Латвии, но и для жителей других европейских государств. Как видим, наша страна приняла асимметричные меры.— Страны Запада нацелились на строительство нового железного занавеса. Одним из уровней давления является создание дискомфорта всем тем, кто желает поехать в нашу республику. Это достигается отменой авиа- и железнодорожного сообщения, сокращением количества работающих погранпереходов, искусственным замедлением их пропускной способности, уменьшением количества автобусных рейсов. Используется также административное ограничение гуманитарных связей. К этому списку можно добавить запрет на въезд в страны Балтии на автомобиле с белорусскими номерами. Целью всех этих мероприятий является сокращение до минимума любых связей между Беларусью и государствами ЕС. Белорусская политика в отношении стран и граждан Запада противоположная. Мы желаем наводить мосты, создавать каналы коммуникации. Для этого снятие такого тяжелого и бюрократически обременительного момента, как визовый режим, призвано компенсировать те искусственные и целенаправленные неудобства, которые создаются Западом. Мы также демонстрируем готовность к диалогу и прямо говорим: приезжайте и посмотрите все своими глазами.
— Вспомним также о визите польского президента Анджея Дуды в Китай, где он пытался обвинить Беларусь в организации кризиса на границе. Но уже сейчас понятно, что это не возымело успеха и Польше не удалось таким образом бросить тень на Беларусь, не так ли?
— Этот визит был неспроста. Ведь через Беларусь и Польшу проходит от 80% до 90% всех китайских грузов северной трансконтинентальной части мегапроекта «Один пояс и один путь». Шантаж, устроенный Варшавой в части пугалок о возможном закрытии границ, был направлен прежде всего на Китай. Дуда и не скрывал, что его целью является попытка манипулировать официальным Пекином. В Польше на этот счет появилось выражение о желании муравья управлять хвостом красного дракона. Да вот здесь только незадача. Для Китая мы важнейший стратегический партнер в регионе с именем и имиджем на протяжении 30 лет, тогда как Польша — союзник США, которые ввели санкции против Китая. Уровень отношений Беларуси с Китаем настолько глубок, что обе страны найдут способ заменить транзитные мощности другими видами сотрудничества, к примеру, усилением роли индустриального парка «Великий камень» и интеграцией белорусских промышленных мощностей в китайский мегапроект «Один пояс и один путь». Но что от этого получит Польша? Многомиллиардные потери от закрытия транзита и полную зависимость от Вашингтона и Брюсселя? Надо ли это Варшаве? Думаю, что нет. Скорее наоборот. Поэтому президент Дуда и отказался от каких-либо комментариев по итогам своего визита в Пекин.
В ТЕМУ
Виктория Сушко, кандидат исторических наук, первый заместитель председателя правления Брестской областной организационной структуры РГОО «Белорусское общество «Знание», доцент исторического факультета БрГУ имени А. С. Пушкина, считает, что белорусско-польские отношения в условиях пограничья являются достаточно неоднозначными, так как фактически действующими остаются только два погранперехода: «Козловичи-Кукурыки» (для грузового транспорта) и «Брест-Тересполь» (для перемещения пассажирского автотранспорта).
Данная ситуация, по мнению эксперта, приводит к скоплению автотранспорта на границе, нарушению графика выполнения международных рейсовых перевозок, простаиванию грузоперевозчиков по несколько суток на границе. Однако инициатором такой ситуации на границе Республика Беларусь не была: санкции против нашего государства ввели Евросоюз и США, прекратив пограничное взаимодействие. Польша и Литва ужесточают правила въезда на свои территории для граждан Беларуси. При этом Беларусь как государство, открытое для конструктивного партнерства, ввела безвизовый режим посещения страны для граждан более 35 стран, большинство из которых — члены Европейского союза.
Виктория Сушко уверена: так или иначе, но сложившаяся ситуация на границе наносит ущерб трансграничным и родственным связям, деловым контактам, логистическому трафику, сформировавшимся этнокультурным взаимоотношениям. Тем не менее то, что в политическом смысле можно назвать «народной дипломатией», по-прежнему оставляет все шансы на гармонизацию отношений не только между народами, но и между государствами.
savostenko@sb.by